25 октября родился австрийский композитор и дирижер, «король вальсов» – Иоган Батист Штраус (сын).

25 Октября 2021
Иоганн Батист Штраус родился в 1825 году в Вене. Отец, известный композитор Иоганн Штраус-старший, хотел, чтобы его сын пошел по коммерческой линии, но сын решил идти по стопам отца. Он тайком от него обучался игре на скрипке и композиции и весьма в этом преуспел.
Сочинять он начал очень рано – первый вальс был написан шестилетним мальчуганом. Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. В отличие от распространенных тогда сочинений этого жанра, которые представляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение.
Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, бодрящие ритмы, тонкая и изящная оркестровка, проявленная связь с венской бытовой песенной и танцевальной музыкой – таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса. Среди них исключительную популярность во всем мире приобрели «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».


Штраус работал и в жанре оперетты. Первые оперетты не удались, а третья, «Летучая мышь», была холодно принята венской публикой, боготворящей Штрауса за вальсы. Лишь после сенсационного успеха «Летучей мыши» в других странах эта оперетта, снова поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.
К лучшим образцам венской классической оперетты относится также и «Цыганский барон». Эти две работы Штрауса совершенно затмили произведения царствовавшего на венской сцене Оффенбаха.
В 1880-х «Летучая мышь» и «Цыганский барон» были поставлены на русской сцене, а в конце 19 века «Цыганский барон» стал самой популярной опереттой в России после «Прекрасной Елены». На советской сцене и эстраде музыка Штрауса получила особое распространение с конца 1930-х после появления на экранах фильма «Большой вальс».
Штраус скончался 3 июня 1899 года в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер.
После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Лучшей из них считается «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса.