28 Октября 2020

КАЛЕЙДОСКОП ПЕРИОДИКИ

ЖУРНАЛ «ДЕТСКАЯ   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ АиФ»

рубрика  “Литература”

УКРЫВШИЕСЯ   ЗА  ПСЕВДОНИМОМ

У  каждой   книги  есть автор. Его  имя  напечатано на титульном  листе. А   вот   всегда ли это правда? Есть писатели, которые пишут стихи  или романы под придуманными  именами –  псевдонимами ( греческое pseudonymous – носящий вымышленное имя).

Зачем им это   нужно?

Бывали времена, когда автор какой-нибудь книги мог, рассердив  императора, попасть в опалу  или   даже  на плаху. А  в эпоху  Возрождения к выбору псевдонима толкала любовь к античности: своё  немецкое или  французское имя автор заменял греческим.  Многие боялись, что их   первый опус  разругают, и  подписывали книгу, выпущенную на «пробу», выдуманным именем. В случае  удачи следующее произведение печатали уже   под собственной фамилией. Или, напротив, придуманное имя становилось визитной карточкой  писателя. Известно, что   Н.В. Гоголь свой путь в литературе начал  сборником стихов, подписанным В. Алов. Сборник  разругали, а вот  книги, вышедшие под фамилией Гоголь, приняли, как  говорится,  «на  ура».

Иногда писатели брали псевдоним  из-за  того, что  собственное  имя было неблагозвучным  или из  желания скрыть своё происхождение. Так,  Борис Полевой, написавший «Повесть о  настоящем человеке», носил не нравившуюся ему «церковную» фамилию Кампов.  А  некоторые аристократы считали неуместным  «позорить сочинительством» родовое имя. Великий  князь    Константин Романов, автор неплохих    стихов, многие из которых были положены на музыку и стали романсами, подписывался буквами К.Р., что было его псевдонимом.

Иногда брать псевдоним писателя заставляло наличие однофамильцев. Попробуйте стать в России узнаваемым автором с фамилией  Иванов!  Вот и появлялись  Иванов- Классик и Иванов – Разумник. Как   псевдоним использовали фамилию матери, превращали в  литературное   имя   название села или города, делали фамилией своё  отчество… Некоторые придумывали себе фамилию, но оставляли имя, другие, наоборот, подписывали произведения настоящей фамилией, прибавляя к ней новое имя. Например, писателя  Константина Симонова на  самом деле звали Кирилл, а поэта  начала  ХХ  века   Владимира Хлебникова – Виктор. А вот автор знаменитого «Мойдодыра», выбирая псевдоним, сменил и имя, и  отчество, и  фамилию, превратившись  из  Николая  Васильевича  Корнейчукова в  Корнея Ивановича  Чуковского…

Кого ещё из писателей и поэтов на самом деле звали по-другому? Марка Твена, написавшего книги о приключениях   Тома Сойера  и Гекльберри  Финна, звали  Сэмюэл  Ленгхорн  Клеменс.  Фамилия автора «Молодой гвардии» на самом деле не  Фадеев, а  Булыга. Французский писатель  Анатоль Франс  был     Анатолием Франсуа Тибо.

 

Аркадий  Гайдар, написавший «Тимура и его команду», носил   фамилию  Голиков. Придуманный им псевдоним он передал по наследству: сыну – журналисту  Тимуру Гайдару и внуку  – экономисту Егору Гайдару.

Словари псевдонимов (есть и такие) насчитывают до 10 тысяч  имён. И не  перечислишь! Тем  более что  псевдонимы любят не только  писатели, но и артисты, композиторы,  художники! Право на  псевдоним – право любого творческого человека. А может быть, придуманное имя просто помогает в работе?  Ведь недаром знаменитый клоун Карандаш (Румянцев), когда его  называли настоящей фамилией, обижался и говорил: Румянцев я для ЖЭКа, а для арены я – Карандаш!»