Их звали Петром и Февронией (экскурс в историю)

8 Июля 2020
В России более пяти столетий живёт легенда о Петре и Февронии, чья история любви русская православная церковь признала примером супружества. В 2008 году, в день памяти благоверных супругов, Россия впервые отметила День семьи, любви и верности. Идея возродить общенациональный праздник родилась в Муроме, где этот день отмечают ежегодно, начиная с дореволюционных времён. Кто такие Пётр и Феврония, и чем они заслужили светлую память потомков – об этом и пойдёт рассказ…
Из уст в уста передавали сказители удивительную историю, а во времена Ивана Грозного была записана придворным священником и писателем Ермолаем-Еразмом. Сейчас спорят, о ком из исторических личностей написано это житие. Одни считают, что это были скончавшиеся в 1228 князь Давид и его жена Евфросиния, которые в иночестве прозывались Пётр и Феврония. Другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в. По крайней мере, в XV веке уже существовала церковная служба Петру и Февронии, составленная Пахомием Сербом и дополненная позднее владимирским монахом Михаилом. В главном соборе Мурома (не сохранился) находилась их гробница, чтимая не только народом, но и князьями московскими. Поэтому канонизация Петра и Февронии в 1547 году только закрепила существовавшую практику.


Согласно “Повести” – одного из шедевров древнерусской литературы – в стародавние времена, когда дедушки наших прадедушек ещё не родились, жил да был во славном граде Муроме князь Павел, а Пётр был его младшим братом. После того, как он поборол “блудного змия”, прилетавшего к жене князя, тело Петра, обрызганное во время битвы ядовитой кровью, покрылось струпьями. В поисках лекаря Пётр встретил мудрую деву Февронию из рязанской деревни Ласково, которая обещает исцелить его с условием, что Пётр женится на ней. Пётр пройдя лечение, отказался от своего слова, решив откупиться деньгами, так как родовитому мужу не пристало брать в жёны простолюдинку, дочь крестьянина. Он не выполняет обещания и вновь заболевает. Со стыдом возвращается Пётр к целительнице и после окончательного избавления от недуга увозит её в Муром женой.


Вскоре умирает старший брат Петра, и наш герой оказывается во главе княжества. Но муромские бояре и их завистливые жёны не желали подчиняться княгине-простолюдинке и обвинили Февронию в жадности из-за того, что во время трапезы она собирала со стола хлебные крошки. Когда супруга по просьбе Петра открыла ладонь, то “посыпался у неё из рукава фимиам и ладан, и пошло благоухание по всей палате”. Бояре предложили князю взять себе другу жену, но он последовал в изгнание за Февронией. Не желая никому зла, супруги ушли из города и поплыли вниз по Оке в поисках нового пристанища. Мудрая княгиня, утешая мужа, показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в пышные цветущие деревья, – прообраз их будущего прославления. Вскоре на Муром обрушился гнев Божий – началась боярская междоусобица, и тогда народ потребовал возвращения законных князей. Пётр с супругою вернулись и стали княжить по-доброму, по справедливости, жить в любви и согласии, были “милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать”.

В конце жизни благоверные супруги приняли монашеский постриг и дали обет умереть в один день и час, завещая положить их тела в единой каменной гробнице. Когда приблизился час кончины Петра, Феврония вышивала воздух (покров на чашу с причастием) и хотела закончить работу, умоляя супруга немного подождать, чтобы умереть вместе. Он посылает второй и третий раз, говоря: “Отхожу из этого мира, не могу больше ждать!” Услышав, что муж уже отходит в “княжение вечное”, Феврония обернула нить об иглу, воткнула её в свою работу и преставилась.

Муромцы побоялись положить монаха и монахиню в едином гробе, но наутро тела святых были обретены вместе. После того, как их вновь разлучили, чудо повторилось. На этот раз люди не смели “прикоснуться к их святым телам и положили их во едином гробе”.
“Повесть о Петре и Февронии Муромских” не просто история любви крестьянской девушки и князя, но и образ идеального брака, каким он виделся нашим предкам. О пылких и страстных чувствах в ней вовсе не говорится, что для современников может показаться чем-то противоположным любви. Однако в повести встречается соединение обдуманности в поступках с глубиной и искренностью чувств, мера сдержанности и такта, которые не всегда понятны поколению нынешнему. В этой удивительной истории собран многовековой опыт русского народы, их понимание таких вечных истин, как любовь, верность, брак, созидание, единение и смерть.