Славен край народным промыслом. Ткачество

26 Октября 2022
#Славен_край #Промыслы_России #Год_культурного_наследия #Пушкинка43

Русскую народную вышивку и узорное ткачество не случайно называют «полотняным фольклором». Замечательные произведения народного ткачества в старой деревне увидели бы мы на каждом шагу. Убрус, ширинка и косынейка составляли часть женского головного убора. Не было другого предмета в крестьянском доме, который значил бы так много как полотенце. В быту они имели самое разнообразное применение. В повседневном уходе служили со скромными узорами – рукотёры, висевшие у рукомойника. Вымоешь лицо – подадут тебе утиральник. Самые же красивые полотенца – набожники –служили для украшения избы.
Трудно представить без ткачества крестьянский быт и культуру Брянщины. Ткачество и вышивка исстари имели в крестьянском быту два назначения – утилитарное и обрядовое. В брянских поселениях старинные льнотканые изделия выполнялись традиционными узорами с богатым геометрическим орнаментом. Яркие подзоры, скатерти, покрывала придавали неповторимый вид и крестьянскому жилищу, и крестьянской одежде.
Ручное ткачество в деревнях области не утрачивало своего значения вплоть до середины 20 века. В настоящее время ручное ткачество и вышивка сохранились как род искусства; кроме того, ручная вышивка позволяет придать одежде неповторимую индивидуальность.
А полотенца до сих пор служат украшением деревенского дома, являясь необходимой частью приданного, подарком, напутствием, материнским благословением.
Ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Брянского региона. Это было массовое и повсеместно распространенное занятие, непосредственно связанное с изготовлением одежды.
Ткани изготавливали из шерсти, льна и конопли. Они различались не только по материалу и его качеству, но и видам переплетений, фактуре и окраске. Обычная льняная ткань, которая шла на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся для верхней одежды, называлась «вотола». Были и другие названия льняных тканей – частина, тончина и т.д. Из шерстяных тканей наиболее распространенными были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготавливали сукно. Древнерусские ткачи изготавливали три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. К тонкошерстным относятся разные виды сукон. Большая масса шерстяных тканей делалась красного цвета, потом шли черный, зеленый, желтый, синий и белый.
Все инструменты для прядильного и ткацкого дела, как и сам ткацкий станок, изготовлялись из дерева, кроме пряслиц – грузиков для веретен ткацких станков. Пряслице надевалось на нижний конец веретена и служило для усиления вращательного момента веретена при скручивании нити. Пряслица изготавливали из камня, глины, кости, металла. Они встречены почти на всех древнерусских поселениях. Особой популярностью пользовались пряслица из шифера (пирофилитового сланца), добываемого у г. Овруча которые мелкие торговцы распространяли по всей Руси. До конца XII в. в Брянском регионе были распространены вертикальные, а с начала XIII в. – гораздо более совершенные горизонтальные ткацкие останки, которые практически не отличались от крестьянских кустарных станков XVIII-XIX вв.
Отделение ткачества от прядения также произошло в этот период древнерусской истории. Ткач в наших городах стал ремесленником, а прядение оставалось несколько столетий в сфере домашней деятельности женщин городов и сельской местности.

Говоря о традиционных промыслах Брянской области, нельзя не вспомнить о Верещакских ткачихах Новозыбковского района. Уникальные рушники, вышитые рубахи не без основания вошли в сокровищницу Российского народного искусства. Яркие «чернобровые» и более ранние по хронологии – красная нить по белому фону – рушники с разнообразными орнаментами, несут и обязательную смысловую нагрузку (свадебную, обрядовую, религиозную и т.д.) Верещакинские рушники из Новозыбковского района славятся богатыми красками, необычайным рисунком. И как сто лет назад привлекают внимание любителей старины.
На территории Новозыбковского района к началу XIX века преобладал женский народный костюм характерный для западной части современной Брянской области, входившей до 1918 г. в состав Черниговской губернии.
Характерным элементом местного женского костюма является саян. Этот тип распространился с территории Белоруссии и Украины к началу 19 века. Однако в отличие от соседних районов здесь сохранился более древний тип восточнославянской женской одежды понёвного комплекса. Он дожил до нашего времени на территории бывшей Верещакской волости Суражского уезда, большая часть которой была до конца 18 века владением Киево-Печерской лавры. В 1920-е годы территория Верещакской волости была разделена. Село Неглюбка вошло в состав Гомельского уезда и осталось в составе Белоруссии. Неглюбский наряд в чём-то похож с русским костюмом южных губерний, особенно с тем, что бытовал на Брянщине. Общие древние традиции ткачества и народного костюма, существовавшие на этой изолированной территории сохранились до нашего времени.
Как и в большинстве случаев, основу женского народного костюма составляет белая рубаха из полотна домашнего приготовления (льняного или конопляного), позже, в начале XX века – из хлопчатобумажного, и понева – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были передник (запинка), головной убор (платок), нагрудные, шейные украшения (стеклянные бусы или горлячка из бисера), обувь (лапти и сапоги).
Рубаха.
Самым распространенным типом рубахи в юго-западных районах Брянской области является рубаха с прямыми поликами (прямоугольные вставки на плечах между горловиной и рукавом).
Женская рубаха цельная, белого домотканого полотна с воротом-стойкой и с узким красным поперечным узором в верхней части рукава. По подолу – тот же узор и техника «ришелье».
Понёва. Важным элементом девичьего и женского костюма была распашная понёва-плахта, которая шилась из двух полотнищ клетчатой шерстяной ткани. Девушки носили яркие красные понёвы, а взрослые женщины — чёрные или тёмно-синие, где узор вышивался белыми или жёлтыми нитками. Понёву в Верещаках носили по-особому. Сложенной тканью оборачивали стан, закрепляя её поясом и фартуком. Край широкой части понёвы поднимали до талии, закладывая под пояс таким образом, чтобы угол оказывался сзади ровно посередине, где потом формировали глубокую мягкую ямку — «ковш». Несшитые боковые края расправляли, они должны были расходиться в стороны. В Верещаках первое одевание понёвы означало готовность девушки к браку и было приурочено к весенним праздникам, например, к Благовещению, Пасхе, Троице.
Пояс. Традиционно поверх поневы и фартука женщина опоясывалась красным поясом вокруг талии дважды, завязывая его сзади таким образом, чтобы плетеные кисти свисали.
Размеры пояса – 24 Х 300 см.
Передник (запинка). В нарядном костюме очень важную роль играл нагрудный передник (запинка) белого цвета из льна. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину.
Запинка играла защитную функцию, оберегая женщину от сглаза, поэтому по верхней и нижней частям передника выполнялись домотканые узоры красного и черного цветов или вышивка тех же цветов.
Фартук. Вместе с передником употреблялся и фартук. Шили его из шерсти. Он завязывался по талии, прикрывал одежду спереди, оставляя видимым подол рубахи с домотканым узором. Защитой от негативной энергии служила красная окантовка. Размеры – 50 Х 72 см.
Головной убор.
Замужние женщины покрывали голову домотканым платком с красным узором в полоску, который скрывал полностью их волосы и по конструкции ношения напоминал восточный тюрбан. Платок завязывался вокруг головы, а концы платка завязывались спереди надо лбом. Размеры платка – 90 Х 98 см.
Украшения. К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали бусы, изготовленные из стекла, или бисерные украшения, носимые на шее (горлячки), имеющие геометрические фигуры.
Украшений было так много, что зачастую они полностью закрывали верхние части запинки и рубахи.
Такие костюмы жители Новозыбкова и окрестных деревень надевали по праздникам.
Со временем это ремесло было утеряно. Сейчас ткачество в Новозыбковском районе возрождается.
– Ездили по деревням, собирали информацию, учились у мастеров. – рассказывает Юлия Назарова, преподаватель детской художественной школы города Новозыбкова. – Первый станок у нас появился деревянный, с него всё это и началось, вся эта мастерская. И потихоньку нам кто-то их бабушек отдавал станки, и со временем всё переросло в такую большую ткацкую мастерскую.
Создание одного костюма занимает не менее трёх месяцев. Только на подготовку станка к работе нужно потратить 15 часов. В давние времена, при свете лучины на это уходило гораздо больше времени. Поэтому праздничный наряд делался девушкой один раз до замужества и на всю жизнь. Что любопытно, раньше размерного ряда не существовало. Фартук понёва, кушак, рубаха, всё было единого стандарта.
На рукавах рубахи длинною в пол красной нитью вышиты обереги. Чем больше красного, тем моложе девица.
Сейчас юные мастерицы ткут полотно и изучают орнаменты, характерные для костюмов и рушников своих прапрабабушек, а взрослые уверены, такие занятия не только принесут пользу самим учащимся, но и позволят сохранить это уникальное народное ремесло.
– Очень хочется верить, что еще не утеряны связи, корни с нашими предками, нашим прошлым, – рассказывает Алексей Белас, этнограф, ткач и коллекционер народного текстиля из Новозыбкова. – Я бы сказал, что русское общество, русский мир можно было бы уподобить дереву, в котором есть корни, есть ствол, есть листья и есть плоды. Как дерево без корней не может расти, так и нация, да и отдельно взятый человек, не может жить без истории, без культуры и без своей исторической памяти. Я надеюсь, что традиции будут сохраняться и играть важную роль в самосознании народа, его культурной жизни.
Ткачество — это отдельная история в моей жизни. На самом деле, ткать, в общем-то, не так сложно, как может показаться со стороны. Но без опыта тут не обойтись. На первом этапе обучения у меня не всё получалось, конечно, я «хромал».
Но все приходит со временем, с опытом. Всем желающим заниматься ткачеством я бы посоветовал для начала изучить литературу на эту тему. Сегодня издано немало книг, есть информация и в интернете. При художественных школах, домах детского творчества, слава Богу, еще живы бабушки, которые могут этому научить. Разумеется, с первого раза, конечно, может и не получиться, но единственный совет в таком случае — не сдаваться. Нужно всегда идти вперед.