25 Августа 2022
Улица Клинцовская возникла во второй половине XX века на восточной окраине города. Названа по имени города Клинцы (в 30 км к северо-востоку от Новозыбкова). Застроена частными одноэтажными домами. Ближайшие автобусные остановки – «улица Рабочая», «114 квартал» (маршруты 5, 6).
На Брянщине немало городов, имеющих свою многовековую историю. Например, города Брянск и Трубчевск вступили в свое второе тысячелетие. Клинцы же были основаны в 1707 г. как слобода раскольников в 50 верстах от Стародуба крестьянином Костромского уезда Василием Афанасьевичем Клинцовым.
В опасный для державы момент жители слободы проявили мужество в борьбе со шведами и за это в 1715 г. Петр I издал специальный Указ по которому за старообрядцами закреплялись занятые ими земли.
В 1775 году Клинцы перешли в подчинение к Черниговской губернии, а в 1782 году слобода Клинцы была переименована в посад.
Из своей почти трехсотлетней истории Клинцы широко известны как город текстильщиков. Основы текстильной промышленности здесь заложил местный купец второй гильдии Василий Лихоманов. В 1812-1814 гг. он построил первую суконную фабрику.
Другой купец – Степан Широков – в 1820 г. построил чулочную фабрику. Через десяток лет Клинцы снабжали своими чулками и фуфайками “все рынки России, вытеснив заграничные изделия этого рода”,- как писал один Санкт-Петербургский журнал.
Бурное развитие суконного и чулочного производства началось в начале 30-х гг. 19 века. “Русский Манчестер” – так называли тогда Клинцы. Как и в других промышленных центрах России, со 2-й половины 19 в. в Клинцах совершался промышленный переворот, на фабриках все больше появлялось машин и механизмов. В городе появились пенько-прядильное, ткацкое, веревочно-канатное и шпагатное производства.
В 1853 году исследователь жизни старообрядцев И,С.Аксаков посетил Клинцы и оставил такое описание: “Клинцы по множеству красивых каменных домов смотрятся большим городком. В этом посаде 13 фабрик суконных или чулочных, несколько кожевенных и других заводов. Из фабрик семь действуют с паровыми машинами, выписанными из Англии и Германии”. Население города в 1907 году составило 13696 человек, а накануне первой мировой войны на предприятиях города было занято около 5400 человек, что составляло 19,3 процента всех рабочих Черниговской губернии.
Купцы, фабриканты и мещане вели большую торговлю не только в России, но и за границей. В 1887 г. через Клинцы пролегла Полесская железная дорога. Она соединила посад с Москвой, Гомелем и другими промышленными центрами России.
Отгремели залпы орудий гражданской войны. Широкий размах промышленное развитие получило в первые предвоенные пятилетки. Росли Клинцы, появились обувная и швейные фабрики. В 1936 г. Клинцы были выделены в самостоятельную административно-хозяйственную единицу. В то время население города составляло 36,7 тыс. человек.
За период оккупации, продолжавшейся 25 месяцев, промышленные предприятия и все городское хозяйство были разрушены. За возрождение города взялось все взрослое население, в основном женщины и дети. В течении пяти послевоенных лет клинчане достигли довоенного уровня производства, а к началу 1970-х гг. предприятия увеличили выпуск готового товара в 31 раз.
В современных Клинцах сохранилась ведущая роль текстильной и кожевенно-обувной промышленности, действуют фабрики – швейная, трикотажная, крученых изделий; заводы – текстильного машиностроения, телефонной аппаратуры, автокрановый, поршневых колец, силикатного кирпича, асфальтовый, железобетонных изделий, молочный комбинат.
В центре города сохранилась без изменения застройка конца 19 – начала 20 веков.
О жизни Брянского края можно прочитать в книге Я.Соколова «Брянск-город древний».