Виртуальный зал периодики: А дома лучше? (пресс-обзор)

9 Сентября 2021

Журнал: «Филя»

Пандемия заставила нас всех научиться жить «на удалёнке». В том числе и школьников, которым пришлось учиться дома. На самом деле, форма домашнего обучения существовала и до пандемии. Право заниматься дома и приходить в школу только для сдачи тестов и экзаменов имеет каждый российский школьник. Около 100 000 российских детей постоянно находятся на домашнем обучении.
Это не новое веяние, а скорее возвращение к истокам. Ещё в Древней Греции дети обучались дома с помощью приходящих к ним педагогов, которые также были и воспитателями.
В России долгое время обучение было домашним, даже после появления школ в XI веке. Всё равно учителей предпочитали приглашать домой, где часто они и жили. До Петра I преподавателями могли быть только русские.
Но с модой на всё европейское пришла мода на европейских учителей. И всех детей обязательно стали учить иностранному языку. Нередко видные деятели культуры становились блестящими учителями. Так, поэт Василий Жуковский был учителем будущего императора Александра II.
Яркий пример сильного влияния учителя на ребёнка – Фёдор Тютчев, которому словесность преподавал большой поклонник литературы, молодой семинарист Семён Раич. Он познакомил мальчика с лучшими образцами мировой литературы, и вселил в него любовь к слову. Фёдор боготворил учителя, и во многом благодаря ему в 10 лет сочинил своё первое стихотворение.
Приглашать учителей домой могли только богатые дворяне. Даже мелкопоместным дворянам было не по плечу выучить детей наукам. Поэтому большая часть их оставалась безграмотной. Нередко из всех детей родители выбирали наиболее, на их взгляд, способного, чтобы отправить учиться. А потом уже тот учил своих братьев.
Образованию девочек всегда уделялось меньше внимание. Только в 1764 году по указу Екатерины I I в России были созданы первые государственные учебные заведения для девушек – институты благородных девиц. До этого в Европе не было подобных заведений.
В СССР учиться можно было не только в школе, но и дома. На тот момент во всём мире детей предпочитали отдавать на обучение в школы. В середине XX века американец Джон Холт выступил против этой системы. После многолетних наблюдений в школе он пришёл к выводу, что здесь у ребёнка заглушаются детское любопытство и интерес.
Школьник не хочет получать знания, он хочет избежать неприятностей, потери статуса, наказания. Поэтому любыми средствами пытается дать правильный ответ, а не понять изучаемое.
Многие, кто сегодня оставляют ребёнка на домашнем обучении, руководствуются мнением Холта. Также большую роль играет своеобразная атмосфера в школе, к которой многие дети не могут приспособиться.
Конечно, не каждая семья имеет возможность самостоятельно заниматься с детьми, или нанимать репетиторов. Но бывает и обратное – не каждая семья может отправить своего ребёнка в школу. Так, например, в Германии и Швеции уже много лет существует система дистанционного образования для жителей отдалённых районов, где ученикам сложно добираться до учебных заведений или где их просто нет.
Популярность дистанционного образования во всём мире выросла за последние несколько лет, а после начала пандемии COVID -19 приобрело ещё более массовый характер.