Виртуальный зал периодики: Искусство воспитания (пресс-обзор)

20 Декабря 2021

Журнал: «Филя»

Константин Ушинский – одна из центральных фигур в истории русского образования. Его труды стали основой для появления в России научной педагогики. Хотя сам Константин Ушинский считал педагогику не наукой, но искусством, называя «самым обширным, сложным, самым высоким и самым необходимым из всех искусств».
Довольно скоро после окончания юридического факультета Московского университета Ушинский стал преподавателем в Демидовском лицее в Ярославле. Однако ему совсем не нравилось традиционный для того времени подход учителей к воспитанию: они просто давали ученикам информацию, которую те должны были выучить наизусть. При этом развитие самостоятельного мышления даже не предполагалось. Ушинский был уверен, что задача педагога – научить ребёнка мыслить. А самая важная часть воспитания – «образование характера».
Самостоятельность мышления, однако, стоила самому Константину Ушинскому места в лицее. И позже не раз мешало надолго задержаться на какой-либо должности: профессорам не нравились его идеи и либеральные взгляды, которые он доносил до учащихся.
Но Ушинский не отступил. После его очередного конфликта из-за методов воспитания с начальницей Института благородных девиц в Санкт-Петербурге, Ушинского под надуманным предлогом отправили для изучения дела за границу.
Он побывал в образовательных учреждениях Франции, Бельгии, Италии, Германии, Швейцарии. В этой поездке он издал две книги – «Родное слово» и «Детский мир». Они стали первыми в истории России учебниками для начального обучения детей. Здесь начала формироваться система Ушинского.
Основа этой системы – демократизация образования и народность воспитания. Ушинский настаивал, что с ранних лет дети должны усваивать элементы народной культуры, изучать родной язык, знакомиться с произведениями устного народного творчества. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни», – был уверен педагог.
Ушинский в своих трудах рассказывал, каким образом необходимо развивать у детей активное внимание, воспитывать сознательную память, а также говорил о том, как важно повторять с ребёнком пройденный материал для закрепления знаний.
Большое внимание уделял Константин Дмитриевич развитию у детей логического мышления. В своём труде «Первые уроки логики» он в простой форме разъяснил такие основные понятия, как суждение, определение, причина и следствие, сходство и различие и др.
Важным элементом воспитания Константин Ушинский считал также физические упражнения. «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного», – писал он.
Труд Ушинский считал главным в жизни любого человека. «Человек рождён для труда. Труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».
Павел Радионов