27 Февраля 2024
Она была не только женой и соратником Владимира Ильича Ленина, но и стала одной из создателей советской системы народного образования. До конца жизни Крупская оставалась социально активной, выступала в печати. Являлась автором многочисленных работ о Владимире Ильиче Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию.
Дисциплинированность, пунктуальность – эти качества высоко ценила Надежда Константиновна. И это требование она обращала, прежде всего, к себе.
Она никогда не опаздывала на собрания, всегда приходила за 10-15 минут до назначенного срока. Крупская всегда с большим уважением относилась к людям.Надежда Константиновна никогда не говорила «ты» тем, кто обращался к ней на «вы», как бы молод этот человек ни был или какое бы скромное положение он ни занимал.
Тяга к знанию у Крупской была огромная. В дореволюционной России почти 70 процентов населения было неграмотным. Людей, прошедших революцию, надо было поскорее научить грамоте, но не учить же их по старым букварям, где первой фразой было: «Ма-ша е-ла ка-шу». Новый букварь был создан на фронте во время обучения грамоте красноармейцев, по их требованию. Он начинался уже совсем другими словами: «Мы не ра-бы. Ра-бы не мы. Мы по-бе-дим». Так, за подписью В.И Ленина, была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
«Именно Крупская в 1929 году сумела вскрыть основную причину того, почему такое важное дело, как ликвидации безграмотности, работает вполсилы. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности сумела вроде бы добиться неплохих результатов — большая часть населения обучилась читать и писать. Но более 40% выучившихся через пару лет снова становились неграмотными. Почему?
Ответ дала Надежда Константиновна: «Ликвидация безграмотности предполагает, что выучившиеся грамоте люди будут что-то читать. Ждать, что бывшие ещё недавно неграмотными бедняцкие слои деревни будут покупать книги, — утопия. Материал для чтения должны поставлять библиотеки».
И тут Крупская показала, на что она способна. А это организация того, что сейчас называют волонтёрским движением, а тогда именовали «бибкорами» — библиотечными корреспондентами, которые передают, как движется дело на местах. И давление на издателей — книга для народа должна быть массовой. Итог впечатляющий. В марте 1934 года появилось постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле», где значилось: «Категорически запретить всем учреждениям и организациям использование помещений библиотек для других целей и переселение библиотек в худшие помещения. Нарушителей этого требования привлекать к судебной ответственности». И к 1939 году безграмотность была ликвидирована по-настоящему».
Много любви и внимания уделяла Крупская детям, их воспитанию. Преданность своему делу, любовь к нашей Родине, неустанный труд, бескорыстие, честность, смелость, скромность – вот те черты, которые стремилась воспитывать в детях Надежда Константиновна. Она была одним из создателей Коммунистического союза молодёжи и пионерской организации.
Книгу о Надежде Крупской Веры Дридзо «Надежда Константиновна» Вы можете взять в нашей библиотеке. Ждём Вас!
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?// https://aif.ru/society/history/vtoraya_polovina_pervogo_byla_li_krupskaya_doveskom_k_figure_lenina.(Дата обращения 27.02. 2024) -Текст: электронный