22 Октября 2024
Он окончил всего 4 класса Елецкой гимназии и все свои детские и юношеские годы вплоть до 19 лет провёл в деревенской глуши Елецкого уезда Орловской губернии – на хуторе Бутырки, а затем в деревне Озерки, в разорившемся имении Каменка. Там, в мелкопоместных усадьбах, «в глубочайшей полевой тишине» и в полустепных просторах, среди богатейшего чернозёма и бедных крестьянских изб, впитывала душа подростка красоту и печаль России, трагические загадки русской истории и национального характера.
Эти впечатления создали основу писательской личности. Но не сразу обрёл писатель свой подход, свой взгляд на Россию, деревню, русский характер. Первые рассказы были традиционны, в них звучали боль и сострадание к униженным, голодным, бесправным.
Со временем его талант мужал, обострялось социально-гражданское мышление. Писатель чутко улавливал атмосферу, настроения времени: ожидание народом перемен, рост озлобления и недовольства, запустения русской земли.
Рассказы Бунина отличались беспощадной правдивостью и глубиной проникновения в тайны бытия. Русский крестьянин и русская нация предстают в произведениях Бунина как богатая, но невозделанная почва. На ней появляются сильные побеги, но, не получая необходимой культуры, вырастают дичками или погибают, не успев расцвесть. Таковы многие бунинские персонажи.
Бунин умел в незамысловатой судьбе, эпизоде, даже разговоре открыть мгновенное и вечное, прекрасное и трагическое, злое и доброе, высокое и низкое. Стремление к совершенству определяло и словесную магию бунинского искусства.
Бунинское слово прекрасно потому, что оно полновесно, оно выстрадано и выношено умом и сердцем мыслителя, философа, поэта. Бунин никогда не играл словом, не искал новых сногсшибательных словообразований, чем грешили некоторые.
Бунин всегда трепетно, молитвенно относился к слову. Писатель звал беречь «НАШ ДАР БЕССМЕРТНЫЙ – РЕЧЬ»
Бунин, И.А. Тёмные аллеи.
«Тёмные аллеи» – самая известная книга Бунина, состоящая из рассказов о любви. Этот сборник сам писатель считал своим лучшим творением.
Наверное, никто ни до, ни после Бунина не создал в литературе такой яркой, живой и разнообразной «энциклопедии любви». Для Бунина любовь – как солнечный удар. Испытать это чувство хотя бы раз в жизни дано не каждому, это и великое счастье, и дорогое сердцу воспоминание, а порой и страшная трагедия, оборачивающаяся смертью. Каждая из новелл, составляющих этот сборник, – отдельная история любви. Вы, без сомнения, читая эту вдохновенную, увлекательную книгу, сами выберете ту историю, которая наиболее созвучна вашему сердцу.
«И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
-Это безобразие, он весь бархат на диване изотрёт. Стелите ему, Настя, на том тюфяке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре».
Бунин, И.А. Антоновские яблоки.
В данной книге представлены прозаические произведения Бунина, обращённые к теме России, усадебной и крестьянской, в которых автор пытается понять загадку русского характера и рисует «русскую душу…её светлые и тёмные, но почти всегда трагические основы».
«Ядрёная антоновка – к весёлому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.
На ранней заре, когда ещё кричат петухи и по-чёрному дымятся избы, распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит где-то утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд…»
Бунин, И. А. Деревня.
В сборник повестей и рассказов прекрасного русского писателя И. А. Бунина вошли такие его широко известные произведения, как «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьёв», «Худая трава» и другие.
«Деревня», пожалуй, единственное произведение, которое Бунин писал торопливо, нервозно, чуть ли не исступлённо. Писал даже по ночам, доходя до обмороков. Ни одна из его книг не писалась с таким болевым ощущением, с таким гражданским накалом, с такой силой неперебродивших, неотстоявшихся мыслей и чувств. Их будет обдумывать и распутывать писатель до конца своих дней.
«Раз, заглянув в пустую кухню, Тихон Ильич увидал жену возле люльки кухаркина ребёнка. Пёстренький цыплёнок, попискивая, бродил по подоконнику, стучал клювом в стёкла, ловя мух, а она сидела на нарах, качала люльку и жалким, дрожащим голосом пела старинную колыбельную песню:
Где мой дитятко лежит?
Где постелюшка его?
Он в высоком терему,
В колыбельке расписной.
Не ходите к нам никто,
Не стучите в терему!
Он уснул, започивал,
Тёмным пологом покрыт,
Расцвечённою тафтой…
И так изменилось лицо Тихона Ильича в эту минуту, что, взглянув на него, Настасья Петровна не смутилась, не оробела, только заплакала…»