23 октября –день рождения Василия Ивановича Белова, русского писателя, одного из крупнейших представителей «деревенской прозы».

23 Октября 2025

Белов В. Рассказы о всякой живности – М.: Детская литература, 1976

Федор Абрамов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Владимир Солоухин, Василий Шукшин… В этом ряду стоит имя замечательного русского писателя Василия Ивановича Белова.
Василий Иванович Белов родился и вырос в северной лесной деревушке Тимониха. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, все равно не забывал своей родной деревни. Деревенька невелика, всего в несколько домов, вокруг густые тетеревиные леса, глухие щучьи озёра, а зимой, когда переметёт дороги, в том отдалённом краю и вовсе становится тихо и малолюдно, так что все коренные жители наперечёт. Василий Иванович знает про всю их жизнь. Знает не только про них, но и про всех четвероногих и пернатых обитателей деревеньки. И поэтому может рассказать о всякой сельской живности. Особенно это чувствуется по его доброй веселой книге «Рассказы о всякой живности».Многие из вас, наверное, знают, что такое этюды в живописи. А тем, кто не знает, поясню. Этюд –это набросок красками с натуры. Художник беглыми мазками старается запечатлеть, как оно есть в действительности, какое-либо состояние природы, например, ветер, закат солнца, состояние человека или животного, позу, движение. Потом всё это переносится на большую задуманную картину. Не все этюды используются для картин. Многие из них так и остаются набросками и смотрятся вполне самостоятельно. Ценность этюдов как раз в их непосредственности, в предельной достоверности, подобно записи в путевом блокноте.
Точно так же Василием Ивановичем написаны и эти коротенькие рассказы. Даже не все они построены на какой-либо занятной истории. Два-три мимолётных, но точных штриха – и пожалуйста, вот вам живые и наглядные конь Верный, собачонка Малька, поросёнок Кузя. И не просто схваченные внешне, но и наделённые своими особенностями поведения, так сказать, личными чертами характера. К примеру, возьмём хотя бы «портрет» петуха, легко и непринужденно написанный буквально на четвертинке бумажного листа. Так и хочется перечитать:
«Замешкается где-нибудь на задворках, очнётся – глядь, а кур-то и нет. Остался один. Оглянется по всем сторонам –никого. Встрепенётся, раздвинет крылья и что есть духу пустится в конец улицы. Там тоже ни одной. Обратно бежит – никого. Остановится, споёт и долго прислушивается. Никаких результатов… А куры спокойно возятся в пыли в двух петушиных шагах где-нибудь за углом…»
Право, забавный и незадачливый этот Петя, как, впрочем, все они, в любом конце России. Да и за её пределами.
Или взять потешного поросёнка Кузю, который прилагал все усилия и поросячью хитрость, чтобы обмануть хозяина и вываляться-таки в навозной жиже за околицей деревни.
Обо всех «персонажах» книжки не расскажешь. Да и нет в этом надобности. Сами прочтёте и легко во всём разберётесь.