31 Мая 2023
Константин Георгиевич Паустовский — человек, которого можно назвать эталоном порядочности и честности. Такими же стали и герои его книг.
Сейчас Константина Паустовского больше знают по рассказам, которые входят в школьную программу средних классов. А еще несколько десятилетий назад писатель был одним из самых популярных и читаемых авторов в стране. Помните мультики «Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Жильцы старого дома»; фильмы «Телеграмма», «Северная повесть», «Обещание счастья» и много-много других потрясающих произведений? До того как стать известным, Паустовский сменил десятки городов и профессий. Родившись в Москве, через 6 лет переехал на Украину, где жил, взрослел, писал первые очерки в журналы. Затем вернулся в Москву, устроившись кондуктором трамвая. В городе он пробыл недолго — ждала работа на санитарных поездах. А после — на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге.Февральская революция вернула его в Москву для работы репортером, но следом опять пошли переезды: Киев, Одесса, Крым, Сухуми, Батуми, Тбилиси, Баку, Ереван. Паустовский побывал даже в Северной Персии, пока в 1923 году не вернулся в Москву.Он считал, что писателю необходимо «уйти в жизнь», чтобы «все знать, все почувствовать и все понять».
Нужно сказать, что писателя хорошо знали и любили во всем мире. Его книги переводились на иностранные языки, четыре раза Константин Георгиевич был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. А голливудская звезда тех лет Марлен Дитрих даже опустилась перед ним на колени, выражая свое восхищение. О Паустовском Дитрих узнала, прочитав его рассказ «Телеграмма» в одном из сборников. А будучи на гастролях в Москве, голливудская звезда поделилась мечтой — увидеть писателя, который произвел на нее такое сильное впечатление. Это казалось маловероятным — в те дни Константин Георгиевич уже тяжело болел. Но перед концертом Дитрих сообщили, что Паустовский находится в зале. Она потом вспоминала, что во время представления дико волновалась и совсем растерялась, когда в конце вечера увидела, что великий писатель поднимается на сцену. Марлен Дитрих тут же опустилась перед ним на колени.Восхищение было взаимным, Паустовский пообещал ей: «Марлен Дитрих, если я напишу рассказ, подобный „Телеграмме“, то я позволю себе посвятить его Вам». В своих мемуарах Дитрих будет жалеть, что «встретила его слишком поздно».
Рассказ был впервые напечатан в 1946 году в журнале «Огонек». Сюжет строится вокруг последних дней жизни пожилой одинокой женщины Катерины Петровны.Ее дочь Настя давно живет в Ленинграде и совсем не навещает маму. Даже полученная телеграмма о тяжелом состоянии матери не позволяет девушке отодвинуть собственные дела. Пока не оказывается слишком поздно.Этот трагичный рассказ имеет под собой вполне реальную основу — история была «подсмотрена» писателем во время жизни в рязанской деревне.
«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.
Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.
Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.
Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами».
Читайте книги К.Г.Паустовского в детской библиотеке.