16 Сентября 2020

КАЛЕЙДОСКОП  ПЕРИОДИКИ

ЖУРНАЛ «НАШ ФИЛИППОК»

рубрика «Моя родина Россия»

ЧТО УМЕЛ 14-ЛЕТНИЙ МАЛЬЧИК,

СТО ЛЕТ НАЗАД НА  РУСИ

В крестьянских  семьях на  Руси  детей очень рано приучали к  ответственности и постоянному труду: это было одновременно и главным вопросом  воспитания,  и залогом выживания. Причём взгляды  наших  предков на     этот процесс вряд  ли порадовали бы современных подростков.

Самое главное – подход  к своим наследникам в народной среде был не просто строгим,  очень строгим. Именно на первых годах жизни ребёнка  взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Родители

Авторитет матери с   отцом в  крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители   были   едины  во  взглядах на  воспитание и обязанности  чада, а  если даже в чём-то и  не были  между собой   согласны, то   никогда не  демонстрировали этого публично, поэтому у  ребёнка не было   шансов  «перетянуть» одного из   родителей  на свою сторону. Ни с девочками, ни с мальчиками было не принято «миндальничать» и баловать их  зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись  главой   семейства в  приказном   тоне,  и  никто   не перечил  ему в ответ.  В  то же время за успешное  выполненное  задание ребёнка всегда хвалили,   поощряли, всячески подчёркивая, что он  принёс пользу  всей семье.

«Отец сына   не на худо учит»

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или  « младенчество». Малышей  называли «дитё»,  «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочества: ребёнок становился  «отроком», «отроковицей»    мальчикам выдавались порты  (штаны), девочкам длинная девичья  рубаха.

Третья семилетка   юность. Как правило, всеми, необходимыми   навыками  для самостоятельной  жизни    подростки овладевали уже к окончанию  отрочества. Мальчик становился   правой рукой отца, заменой при его  отлучках и  болезнях,  а девочка  полноценной помощницей  матери. Требования к мальчикам были   строже, чем к девочкам, ведь именно  из сыновей должны были вырасти будущие  «кормильцы»,  «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья  и  отцы.

Первая семилетка

В первую семилетку жизни  мальчик постигал многие   азы  крестьянского труда: его учили ухаживать  за скотиной,  верхом, помогать в поле, а также – основам   мастерства. Например,  совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки  из различных   материалов, плести лукошки, короба и, конечно же, лапти, которые должны  были быть   крепкими, непромокаемыми. Многие 6 и 7 –летние  мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжки и прочих необходимых  в  хозяйстве   вещей.

Вторая    семилетка

   Во  вторую семилетку жизни  за   мальчиком  окончательно   закреплялись устойчивые   и  разнообразные  хозяйственные   обязанности. Например, ни один отрок не  был   обязан ухаживать за  младшими  братьями и сёстрами или заниматься  огородом, зато он  должен был  научиться  пахать и молотить  –   к такой  физически  тяжёлой работе  девочек не  привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские   мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за  умеренную плату. К  этому возрасту  считалось, что чадо уже     окончательно «вошло в разум»,  и поэтому необходимо научить его всему тому, что знает и умеет  отец.

Работа  на  Земле

В  русских деревнях  только тот, кто умел   пахать землю, мог  считаться полноценным мужчиной, поэтому мальчики-подростки должны были  работать  в поле.  Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону  лошадь  или ехали  на ней верхом,  когда   отец «ведёт борозду». Если  земля была комковатой, то отец   усаживал сына на борону, чтобы утяжелить её, а   сам   вёл   лошадь под уздцы.  Подростки
принимали  самое    активное  участие и в сборе  урожая.

С 11-13 лет мальчика уже  привлекали к самостоятельной   пахоте. Сначала ему  выделяли небольшой    участок  пашни, на   котором можно было потренироваться, а  к  14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть    становился полноценным работником.

Уход     за скотиной

 Ещё одна важная  составляющая    крестьянского быта, которую женщинам не доверяли  (они  могли только доить коров или коз, выгонять их    на пастбище). Кормить, убирать   навоз, чистить   животных должны были  отроки  под руководством  старших.  Главной же кормилицей в крестьянской   семье всегда была  лошадь, которая  целый   день работала в поле с хозяином.  Пасли лошадей ночью, и это   также был обязанностью   мальчишек.  Именно поэтому  с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них  верхом, управлять   ими, сидя или стоя в телеге, водить на    водопой – в полном соответствии с поговоркой « Дело учит, мучит, да   кормит».

Промысловые занятия

Они были  особенно распространены на  Русском Севере и  в Сибири, где служили надёжным источником   дохода. Глядя на отца   и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а  затем совершенствовал это искусство. Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять  из лука,  удить рыбу или бить её  острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было   неплохим материальным подспорьем.  9-12 годам подросток   мог   вступить во взрослую промысловую артель и  к 14, пройдя испытательный срок стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить  значимую долю  в  семейный   бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов. Вот так и   вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми  родители  по праву гордились. Кроме трудового воспитания,    мальчишкам прививали чёткие   моральные принципы:           их учили почтению к старшим, милосердию, отношению к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда.

Было ещё два важных правила, которые    любой   отрок знал наизусть:  первое-мужчина должен уметь защищать свою женщину  и свою семью, причём не только физически, но и с    материальной стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции   и всегда контролировать себя.

Вот так и жили дети  примерно сто лет назад. Не хочешь ли ты занятия в школе поменять на тяжелый физический труд?