19 Июля 2023
У каждого Маяковский свой – кто-то любит его стихи, кого-то раздражают его неологизмы и ломаные ритмы. Но быть равнодушным к этому яркому поэту, наверное, невозможно. В русскую поэтическую культуру он вошел как решительный реформатор классического стиха. Полновесные сборники произведений, стихи и проза, доклады и статьи, тысячи рисунков к «Окнам РОСТа», театральные декорации, книжная графика, работа в кино и театре… Он один мог выполнять работу целого коллектива. Плохую услугу оказал Маяковскому созданный в свое время его культ как «лучшего и талантливейшего поэта советской эпохи», заострявший внимание на его послеоктябрьском творчестве. Маяковский 1920-х годов – агитатор («Стихи о советском паспорте»), сатирик («Прозаседавшиеся», «О дряни», пьесы «Клоп», «Баня»), автор поэм, воспевающих революцию и ее деятелей («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Во весь голос»).
Но до революции поэт создал целый ряд настоящих шедевров: «Лиличке! Вместо письма», поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», антивоенные стихотворения «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер».
Владимир Маяковский был художником, драматургом, режиссером, редактором литературных журналов. Особое место в творчестве поэта занимает жанр сатиры. Сатирические агитационные стихи 1919–1920 годов составили целый том собрания его сочинений. Однако сатира выходила не только из-под пера поэта. Знания, полученные юным Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, позволили ему писать портреты, рисовать шаржи и карикатуры, используя масло, пастель, тушь, акварель, уголь и карандаш.
В 1919–1921 годах это увлечение позволит поэту стать одним из авторов «Окон РОСТА» и участвовать в выпуске сатирических агитационных плакатов, которые нередко называют первой советской социальной рекламой. Выпускались они советскими поэтами и художниками в сотрудничестве с Российским телеграфным агентством – крупной издательской организацией, массово изготавливавшей печатные стенные газеты, плакаты, еженедельники, собственную газету «Агит-РОСТА», несколько общественно-политических, экономических, литературных иллюстрированных журналов. Агентство также выполняло функции службы новостей и центра по инструктированию всей местной печати. В 1925 году, 10 июля, было принято решение о создании центрального всесоюзного информационного органа – Телеграфного агентства СССР (ТАСС).
Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Изображение обязательно дополнялось стихами. Маяковский отвечал за краткие запоминающиеся лозунги и стихи (например, такие как «Нигде кроме, как в Моссельпроме»; «Грязные руки грозят бедой. Чтоб хворь тебя не сломила – будь культурен: перед едой мой руки мылом!»).
Незадолго до гибели, выступая 20 марта 1930 года в Доме комсомола Красной Пресни, поэт скажет следующее: «Я вспоминаю окна РОСТА – это огромные полотнища, чуть не в четверть стены; и такие окна мне пришлось сделать не однажды – всего около 5000 плакатов. Как мы делали? Я помню, что мы ложились в 2-3 часа ночи, клали под голову вместо подушки полено, – подушка была, но мы боялись проспать. Многие из этих работ, рассчитанные на день, прошли впоследствии Третьяковскую галерею, выставки Берлина и Парижа, стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства».
Плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны просвещать, информировать и агитировать. Маяковский стал автором первых «продающих текстов», в которых реклама внушала советским людям: наше — лучшее. И как-то пророчески звучат сегодня известные строки поэта: «Я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря».
Знаменательно, что в Санкт-Петербурге именем поэта названы улица, на которой он жил несколько лет, одна из центральных станций метрополитена и городская публичная библиотека, которой присвоили имя Маяковского в канун 60-летия со дня рождения признанного классика советской литературы.
Книги Владимира Маяковского Вы можете взять в нашей библиотеке. Ждём Вас!