31 Августа 2023
Виктор Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти, и сам постоянно рисовал.
Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе).
Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства.
Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Их стали публиковать в журналах для детей «Костёр» и «Мурзилка».
В 1959 году вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём».
Это была совершенно новая проза – короткие рассказы, в которых смешное соседствовало с грустным, даже трагическим. Написанные от первого лица, что всегда очень трудно, потому что “первое лицо” особенно быстро выдает подделку, они касались вроде бы всем известных, а на самом деле глубоко потаенных и совсем не исследованных уголков детской жизни и детской души. Читатели сначала смеялись над происшествиями из жизни героев Голявкина, а потом задумывались над такими вопросами, на которые порой и не найдешь ответа.
Герой рассказа “В шкафу” залез в шкаф, чтобы мяукнуть во время урока. И заснул там. А когда проснулся, стало страшно, потому что все ушли. Глупая шалость обрастает последствиями, как тиной, не выпутаться: “Наверняка завтра маму вызовут…Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и все такое…”. Мало того, что “ноги ломит, спина болит”, самое неприятное, что на вопрос: “зачем ты это сделал?” – герой никак ответить не может. Не признаваться же, что мяукнуть хотел…
А герои рассказа “Болтуны” соревнуются в обзывании, причем, начинается все очень даже художественно: один нарисовал на ладони себя и показал соседу. “У тебя не такие уши”, – заметил тот. И сравнил уши приятеля с ослиными. Дальше диалог развивается так, что “обидность” высказываний нарастает, а в конце мальчишки переходят на какой-то нечеловеческий язык:
– А ты первердер…
– Это что еще значит ?
– Значит, что ты первердер.
– А ты дырбыртыр.
– А ты выртырвыр.
А потом – и вовсе на язык зверей и насекомых:
-А ты ррррррр…
-А ты ззззззз…
Тут возник учитель, пожелавший узнать, кто же они все-таки такие… Почти что притча получилась.
“Наши с Вовкой разговоры”, “Мы играем в Антарктиду”, “Как я встречал Новый год” – сборники рассказов, которые теперь стали школой мастерства для молодых писателей, а детям доставляют море удовольствия, настолько совершенно автор владеет формой. А форма эта фальшивить не позволяет: в коротком рассказе каждое слово на виду, оно, как писал Голявкин, “концентрирует на себе все внимание, по нему нельзя скользнуть взглядом”. В коротких рассказах Голявкина события разворачиваются стремительно, в них все спрессовано, сжато, некогда “лить воду”, чтобы подготовить смену читательского настроения. Потому-то не сразу доходит до детей то, что спрятано за словами-кирпичиками: непростой смысл, заложенный в любой ситуации.
Голявкина обычно причисляют к юмористам, что очень почетно, ведь умение писать смешно – большое искусство. Сам он считал, что “юмористическое письмо, даже при обладании чувством юмора, вовсе не легче, а, наоборот, требует от писателя большего вложения внутренней энергии и более сложных, утонченных чувств”.
Но юмор юмором, без него трудно обойтись в разговоре с читателями младшего школьного возраста, однако Голявкин оставил нам прозу настолько трогательную, что она сдвигает целые пласты в душе ребенка. Происходит что-то вроде землетрясения, когда ребенок читает повесть “Мой добрый папа”, или “Полосы на окнах”, или “Рисунок на асфальте”.
Повести о военном детстве становятся открытием таких сторон жизни, о которых читатель даже не подозревал. Чужой жизненный опыт вызывает настолько сильные чувства, что становится своим.
Умер Виктор Голявкин в Санкт-Петербурге 26 июля 2001 года. Похоронен на Комаровском поселковом кладбище.
Познакомиться с книгами Виктора Голявкина можно в детской библиотеке!