75 лет Победы: листая подшивки старых газет

9 Октябрь 2020

Бобров,В.  В ночном налёте / В.Бобров. – Текст: непосредственный // Маяк. – 1993. – 25 сентября. – С.2.

В НОЧНОМ НАЛЁТЕ

В начале августа 1943 года разведка ус­тановила, что под покровом темноты на станцию Новозыбков должны прибыть эше­лоны с живой силой и техникой врага. Чтобы нанести врагу как можно больший урон, командование наших наступавших войск приняло решение вне­запным ударом авиа­ции разгромить скоп­ление живой силы и техники противника. Причём в ночное вре­мя.

Именно такая задача была поставлена перед 57-й Смоленской авиадивизией дальнего действия, в одном из полков которой я служил тогда стрелком- радистом на бомбар­дировщике ИЛ-4 (ТБ- ЗФ). С 7 на 8 августа сорок третьего, под­нявшись с полным боезапасом с прифрон­тового аэродрома, са­молеты двух из четы­рёх полков нашей авиа­дивизии «ночников» взяли курс на Ново­зыбков. Навесив пред­варительно в воздухе над станцией на пара­шютах «фонари» для освещения, приступи­ли к бомбометанию. Вели его прицельно, поскольку внизу всё было видно довольно отчетливо. Разведка не ошиблась: действи­тельно, воинских эше­лонов здесь оказалась масса.

От первых же попа­даний бомб многие из них запылали, чётко прослеживались взры­вы вражеских боепри­пасов и разбегавшиеся в страхе каратели. А наши самолеты про­должали начатое. Од­на их волна сменяла другую, посыпая немцев и мадьяр «гос­тинцами». Внизу на­блюдался настоящий ад кромешный.

Штурман сбрасывал и сбрасывал бомбы. А командир ИЛ-4, стар­ший лейтенант Селез­нёв, сделав очередной заход, вел его к назем­ной цели, стараясь своевременно увер­нуться от плотного за­градительного огня вражеских зениток. Да разве просто остаться невредимым?

Когда, отбомбив­шись, вернулись на свой аэродром, то об­наружили в самолете десятки пробоин. Ос­новательно досталось и остальным. Некото­рые вообще не верну­лись. Но здорово радо­вало то, что с выполне­нием поставленной за­дачи справились. Зада­ли карателям жару.

В последующие дни наши авиаторы вновь и вновь появлялись над Новозыбковом. Но мне в очередных налё­тах участвовать уже не довелось. Вместе с од­нополчанами выпол­нял другие боевые за­дания. Однако счи­таю, что хотя и весьма скромный, но опреде­ленный вклад в осво­бождение города всё же внес. Сделали то же самое и мои одно­полчане, проживаю­щие в Новозыбкове: В. И. Володин, Н. П. Кузеванов, Б. С. Дра­нов, А. С. Фролов. Все они участвовали в том памятном ночном на­лёте на забитую вра­жескими эшелонами железнодорожную станцию.

Кстати, в качестве авиатора вскоре после светлого дня Победы, который встретил на территории Польши, вернулся я именно в Новозыбков. Сюда пе­ребросили два полка нашей авиадивизии. Самолёты располага­лись на обширном уча­стке за сельхозтехни­кумом.

Демобилизовался в 1946 году. Окончил Новозыбковский пе­динститут, остался на его истфаке работать преподавателем. Пе­реводился на другие должности, вновь вер­нулся в пединститут. Теперь на пенсии. Ве­теран труда, фронто­вик. Имею боевые на­грады: ордена Отече­ственной войны вто­рой степени, Красной Звезды, медали. Инва­лид второй группы.

Конечно же, не за­бываю первого своего знакомства с Новозыб­ковом. Того самого, связанного с ночным налётом на железно­дорожную станцию. Было мне тогда 20 лет. Помнят его и все мои однополчане-авиаторы.