9 Октябрь 2020
Бобров,В. В ночном налёте / В.Бобров. – Текст: непосредственный // Маяк. – 1993. – 25 сентября. – С.2.
В НОЧНОМ НАЛЁТЕ
В начале августа 1943 года разведка установила, что под покровом темноты на станцию Новозыбков должны прибыть эшелоны с живой силой и техникой врага. Чтобы нанести врагу как можно больший урон, командование наших наступавших войск приняло решение внезапным ударом авиации разгромить скопление живой силы и техники противника. Причём в ночное время.
Именно такая задача была поставлена перед 57-й Смоленской авиадивизией дальнего действия, в одном из полков которой я служил тогда стрелком- радистом на бомбардировщике ИЛ-4 (ТБ- ЗФ). С 7 на 8 августа сорок третьего, поднявшись с полным боезапасом с прифронтового аэродрома, самолеты двух из четырёх полков нашей авиадивизии «ночников» взяли курс на Новозыбков. Навесив предварительно в воздухе над станцией на парашютах «фонари» для освещения, приступили к бомбометанию. Вели его прицельно, поскольку внизу всё было видно довольно отчетливо. Разведка не ошиблась: действительно, воинских эшелонов здесь оказалась масса.
От первых же попаданий бомб многие из них запылали, чётко прослеживались взрывы вражеских боеприпасов и разбегавшиеся в страхе каратели. А наши самолеты продолжали начатое. Одна их волна сменяла другую, посыпая немцев и мадьяр «гостинцами». Внизу наблюдался настоящий ад кромешный.
Штурман сбрасывал и сбрасывал бомбы. А командир ИЛ-4, старший лейтенант Селезнёв, сделав очередной заход, вел его к наземной цели, стараясь своевременно увернуться от плотного заградительного огня вражеских зениток. Да разве просто остаться невредимым?
Когда, отбомбившись, вернулись на свой аэродром, то обнаружили в самолете десятки пробоин. Основательно досталось и остальным. Некоторые вообще не вернулись. Но здорово радовало то, что с выполнением поставленной задачи справились. Задали карателям жару.
В последующие дни наши авиаторы вновь и вновь появлялись над Новозыбковом. Но мне в очередных налётах участвовать уже не довелось. Вместе с однополчанами выполнял другие боевые задания. Однако считаю, что хотя и весьма скромный, но определенный вклад в освобождение города всё же внес. Сделали то же самое и мои однополчане, проживающие в Новозыбкове: В. И. Володин, Н. П. Кузеванов, Б. С. Дранов, А. С. Фролов. Все они участвовали в том памятном ночном налёте на забитую вражескими эшелонами железнодорожную станцию.
Кстати, в качестве авиатора вскоре после светлого дня Победы, который встретил на территории Польши, вернулся я именно в Новозыбков. Сюда перебросили два полка нашей авиадивизии. Самолёты располагались на обширном участке за сельхозтехникумом.
Демобилизовался в 1946 году. Окончил Новозыбковский пединститут, остался на его истфаке работать преподавателем. Переводился на другие должности, вновь вернулся в пединститут. Теперь на пенсии. Ветеран труда, фронтовик. Имею боевые награды: ордена Отечественной войны второй степени, Красной Звезды, медали. Инвалид второй группы.
Конечно же, не забываю первого своего знакомства с Новозыбковом. Того самого, связанного с ночным налётом на железнодорожную станцию. Было мне тогда 20 лет. Помнят его и все мои однополчане-авиаторы.