75 лет Победы: листая подшивки старых газет

10 Ноября 2020

     Вольный, В. Партизанская сестрёнка / В.Вольный. – Текст: непосредственный // Маяк. – 1983. – 29 октября. – С.4.

ПАРТИЗАНСКАЯ СЕСТРЁНКА

Тёмной августовской ночью сорок третьего года в направлении села Чемер, что на Чернигов­щине, продвигалась группе вооруженных людей. Сред и них находилась девушка. Дорога была тяжёлая. Обувь жала ей ноги. Пе­решитая партизанским портным немецкая шинель стесняла движения. К тому же карманы оттягивали гранаты.

И другие партизаны то­же устали. Но время не ждало. До рассвета пред­стояло добраться до быв­шего совхоза «XVII – лет Октября». Там находилась база скота, идущего для снабжения гитлеровцев. Од­ной из групп, в которой находилась, эта девушка, предстояло снять часового, незаметно подползти к помещению, где располо­жились солдаты, и от­крыть огонь, чтобы тем временем основные силы партизан могли успешно справиться с выполнением задания по захвату продо­вольствия и угону скота.

Уже повеяло утренней прохладой, когда развед­чики оказались у  цели.

– Держись, сестренка! – обратился к девушке один из них.

–  Есть, Мамет! — четко ответила партизанка. Теперь её уже можно было отчетливо рассмотреть. Ху­денькая. На ногах трофей­ные сапоги. Из-под серой кубанки с красным верхом из ситцевого флажка вы­ступали русые косы.

То была медицинская сестра партизанского от­ряда имени Сталина ком­сомолка Ира Рубцова. Все­го четыре месяца прошло с тех пор, как попала в партизанский отряд, а ей казалось, что всегда была в нём. Вспомнила, как в злынковских лесах по­встречалась впервые с народными мстителями, и улыбнулась. Тогда в мае она попросила партизанских разведчиков принять её в отряд.

– Да вы понимаете, де­вушка, куда проситесь?— сказал один из них.

– Ко­нечно, понимаю! — так убедительно ответила Ира, что просьбу её удовлетво­рили.

Окружив заботой и вни­манием девушку, которую с любовью называли сес­трёнкой, партизаны в ко­роткий срок научили владеть пистолетом, ав­томатом, гранатами. С тех пор уже не раз она участ­вовала в боях с фашиста­ми, показывая, что не только владеет ору­жием, но и храб­рая.

Теперь же Ира ещё вы­полняла обязанности и ме­дицинской сестры отряда. Этому она успела обу­читься в лесной школе медсестер в короткие про­межутки между выполне­нием боевых заданий, И сегодня её направили с партизанской группой, зная, что девушка сможет себя оправдать и как бо­ец, и как медсестра.

…Мамет Байрамов под­полз близко к зданию, где находились гитлеровцы. Неожиданным для них оказался пулемётный огонь. Раздались крики, стоны фашистов. Вдруг пулемет, захлебнулся. Находящаяся вблизи Ира увидела, что Мамет как-то неловко наклонился, а затем осел, будто чем-то пришиблен­ный.

Она стала подползать к раненому под брызги земляных фонтанчиков, поднимаемых пулями,

– Ах так, гады! — Ира швырнула изо всех сил гранату. За ней – вторую. С радостью увидела, как загорелось здание.

В этот миг девушку буд­то обожгло. С трудом ста­ла отползать, чувствуя, что силы оставляют…

В том бою партизаны захватили много скота, про­дуктов. Но настроение у всех было подавленное. Ведь среди раненых парти­зан Иры не оказалось.

А с Ирой Рубцовой вот что произошло. Пробира­ясь из последних сил в сторону леса, она потеряла ориентировку, и, попав на картофельное поле, вбли­зи дороги, ведущей на Чернигов, потеряла созна­ние. Тут её и обнаружили немцы, прочесывающие ме­стность. Девушку доставили в гестапо. Начался до­прос. Фашисты обещали Ире прекрасную жизнь, ес­ли скажет, где находятся партизаны. Она упорно молчала. Тогда её жесто­ко избили и бросили в подвал, кишащий крыса­ми. Надеялись, что не вы­держат нервы и всё рас­скажет.

Спасение пришло неожи­данно. Стремительно во­рвавшиеся в Чернигов со­ветские солдаты освобо­дили партизанку. Её сра­зу же определили в госпи­таль. Началась упорная борьба за жизнь отважной патриотки.

Наступали минуты, когда казалось, что верну­лись силы и всё страшное позади. Тогда перед гла­зами Иры вставала родная Злынка, отчий дом, роди­тели. Мать Мария Осипов­на, депутат горсовета, по­стоянно занята обществен­ными делами. Отец Аким Кузьмич, работавший стро­ителем на железнодорож­ном узле Унеча и приез­жавший в воскресные  дни  домой, весёлый от того, что снова в кругу семьи. Он учил дочь —больше все­го береги честь нашу фа­мильную. Это значило – быть трудолюбивым, доб­рым, принципиальным.

Именно такой  росла Ира. Никогда никого зря не обидит. Но и спуску не давала обидчикам.

У Иры существовал не­писаный закон: заботься о слабом, помогай тому, кто оказался в беде. Она приходила к престарелым, чтобы помочь управиться с домашними делами, обе­регала младших школьни­ков от обиды тех, кто постарше. Она  была спортсменкой. Любила хо­дить на лыжах. Увлекалась велосипедом. В довоенную пору в Злынке имелись только два велосипеда. На одном из них можно бы­ло видеть Иру. Всё это потом в партизанском от­ряде дало о себе знать. В ловкости, выдержке, вы­носливости редко кто мог сравняться с комсомолкой Рубцовой.

Когда фашисты оккупи­ровали Злынку, Ира гото­вилась пойти в 8 класс. Страшно перенесла то, что пришлось бросить уче­бу. Ненавидя гитлеровцев, чем только могла сопро­тивлялась их новым порядкам.

Немцы стали угонять мо­лодежь в Германию на работу. Получила повестку на отправку и Ира. Только не явилась в городскую управу. Её вторично вызвали.

Снова не пошла. Тогда ночью полицаи со­вершили налёт на дом Руб­цовых, полагая схватить Иру и силой угнать в раб­ство. Когда же ворвались в комнату девушки, то увидели пустую постель и открытое окно. Выпрыгнув из него, пробираясь сада­ми и огородами, девушка выбралась из Злынки. Вся надежда была на то, что в ближайших лесах обяза­тельно встретится с парти­занами.

От полученных ран умер­ла Ира Рубцова в Тульском военном госпитале 12 де­кабря сорок третьего года и там же похоронена на Спасском кладбище.

Вот что о ней командование партизанского отря­да сообщило Акиму Кузь­мичу и Марии Осиповне: «Ваша дочь Ира с пер­вых дней прихода в отряд проявила себя храброй, выносливой, чуткой парти­занкой. При всех наших трудных условиях партизанской жизни весёлая, жизнерадостная, она не раз была единственным человеком, глядя на кото­рого, веселели бойцы-пар­тизаны. Командование на­шего отряда через Украин­ский партизанский штаб представило Иру к прави­тельственной награде — ордену Отечественной войны I степени.»

В Злынковской средней и восьмилетней школах свято чтут память Иры Рубцовой. Её портреты по­мещены на специальные стендах. Одному из лучших пионерских отрядов постоянно присваивается имя Иры Рубцовой.