10 Ноября 2020
Вольный, В. Партизанская сестрёнка / В.Вольный. – Текст: непосредственный // Маяк. – 1983. – 29 октября. – С.4.
ПАРТИЗАНСКАЯ СЕСТРЁНКА
Тёмной августовской ночью сорок третьего года в направлении села Чемер, что на Черниговщине, продвигалась группе вооруженных людей. Сред и них находилась девушка. Дорога была тяжёлая. Обувь жала ей ноги. Перешитая партизанским портным немецкая шинель стесняла движения. К тому же карманы оттягивали гранаты.
И другие партизаны тоже устали. Но время не ждало. До рассвета предстояло добраться до бывшего совхоза «XVII – лет Октября». Там находилась база скота, идущего для снабжения гитлеровцев. Одной из групп, в которой находилась, эта девушка, предстояло снять часового, незаметно подползти к помещению, где расположились солдаты, и открыть огонь, чтобы тем временем основные силы партизан могли успешно справиться с выполнением задания по захвату продовольствия и угону скота.
Уже повеяло утренней прохладой, когда разведчики оказались у цели.
– Держись, сестренка! – обратился к девушке один из них.
– Есть, Мамет! — четко ответила партизанка. Теперь её уже можно было отчетливо рассмотреть. Худенькая. На ногах трофейные сапоги. Из-под серой кубанки с красным верхом из ситцевого флажка выступали русые косы.
То была медицинская сестра партизанского отряда имени Сталина комсомолка Ира Рубцова. Всего четыре месяца прошло с тех пор, как попала в партизанский отряд, а ей казалось, что всегда была в нём. Вспомнила, как в злынковских лесах повстречалась впервые с народными мстителями, и улыбнулась. Тогда в мае она попросила партизанских разведчиков принять её в отряд.
– Да вы понимаете, девушка, куда проситесь?— сказал один из них.
– Конечно, понимаю! — так убедительно ответила Ира, что просьбу её удовлетворили.
Окружив заботой и вниманием девушку, которую с любовью называли сестрёнкой, партизаны в короткий срок научили владеть пистолетом, автоматом, гранатами. С тех пор уже не раз она участвовала в боях с фашистами, показывая, что не только владеет оружием, но и храбрая.
Теперь же Ира ещё выполняла обязанности и медицинской сестры отряда. Этому она успела обучиться в лесной школе медсестер в короткие промежутки между выполнением боевых заданий, И сегодня её направили с партизанской группой, зная, что девушка сможет себя оправдать и как боец, и как медсестра.
…Мамет Байрамов подполз близко к зданию, где находились гитлеровцы. Неожиданным для них оказался пулемётный огонь. Раздались крики, стоны фашистов. Вдруг пулемет, захлебнулся. Находящаяся вблизи Ира увидела, что Мамет как-то неловко наклонился, а затем осел, будто чем-то пришибленный.
Она стала подползать к раненому под брызги земляных фонтанчиков, поднимаемых пулями,
– Ах так, гады! — Ира швырнула изо всех сил гранату. За ней – вторую. С радостью увидела, как загорелось здание.
В этот миг девушку будто обожгло. С трудом стала отползать, чувствуя, что силы оставляют…
В том бою партизаны захватили много скота, продуктов. Но настроение у всех было подавленное. Ведь среди раненых партизан Иры не оказалось.
А с Ирой Рубцовой вот что произошло. Пробираясь из последних сил в сторону леса, она потеряла ориентировку, и, попав на картофельное поле, вблизи дороги, ведущей на Чернигов, потеряла сознание. Тут её и обнаружили немцы, прочесывающие местность. Девушку доставили в гестапо. Начался допрос. Фашисты обещали Ире прекрасную жизнь, если скажет, где находятся партизаны. Она упорно молчала. Тогда её жестоко избили и бросили в подвал, кишащий крысами. Надеялись, что не выдержат нервы и всё расскажет.
Спасение пришло неожиданно. Стремительно ворвавшиеся в Чернигов советские солдаты освободили партизанку. Её сразу же определили в госпиталь. Началась упорная борьба за жизнь отважной патриотки.
Наступали минуты, когда казалось, что вернулись силы и всё страшное позади. Тогда перед глазами Иры вставала родная Злынка, отчий дом, родители. Мать Мария Осиповна, депутат горсовета, постоянно занята общественными делами. Отец Аким Кузьмич, работавший строителем на железнодорожном узле Унеча и приезжавший в воскресные дни домой, весёлый от того, что снова в кругу семьи. Он учил дочь —больше всего береги честь нашу фамильную. Это значило – быть трудолюбивым, добрым, принципиальным.
Именно такой росла Ира. Никогда никого зря не обидит. Но и спуску не давала обидчикам.
У Иры существовал неписаный закон: заботься о слабом, помогай тому, кто оказался в беде. Она приходила к престарелым, чтобы помочь управиться с домашними делами, оберегала младших школьников от обиды тех, кто постарше. Она была спортсменкой. Любила ходить на лыжах. Увлекалась велосипедом. В довоенную пору в Злынке имелись только два велосипеда. На одном из них можно было видеть Иру. Всё это потом в партизанском отряде дало о себе знать. В ловкости, выдержке, выносливости редко кто мог сравняться с комсомолкой Рубцовой.
Когда фашисты оккупировали Злынку, Ира готовилась пойти в 8 класс. Страшно перенесла то, что пришлось бросить учебу. Ненавидя гитлеровцев, чем только могла сопротивлялась их новым порядкам.
Немцы стали угонять молодежь в Германию на работу. Получила повестку на отправку и Ира. Только не явилась в городскую управу. Её вторично вызвали.
Снова не пошла. Тогда ночью полицаи совершили налёт на дом Рубцовых, полагая схватить Иру и силой угнать в рабство. Когда же ворвались в комнату девушки, то увидели пустую постель и открытое окно. Выпрыгнув из него, пробираясь садами и огородами, девушка выбралась из Злынки. Вся надежда была на то, что в ближайших лесах обязательно встретится с партизанами.
От полученных ран умерла Ира Рубцова в Тульском военном госпитале 12 декабря сорок третьего года и там же похоронена на Спасском кладбище.
Вот что о ней командование партизанского отряда сообщило Акиму Кузьмичу и Марии Осиповне: «Ваша дочь Ира с первых дней прихода в отряд проявила себя храброй, выносливой, чуткой партизанкой. При всех наших трудных условиях партизанской жизни весёлая, жизнерадостная, она не раз была единственным человеком, глядя на которого, веселели бойцы-партизаны. Командование нашего отряда через Украинский партизанский штаб представило Иру к правительственной награде — ордену Отечественной войны I степени.»
В Злынковской средней и восьмилетней школах свято чтут память Иры Рубцовой. Её портреты помещены на специальные стендах. Одному из лучших пионерских отрядов постоянно присваивается имя Иры Рубцовой.