1 Декабря 2020
1 декабря 1853 года русская эскадра под командованием выдающегося флотоводца Павла Степановича Нахимова одержала блестящую победу над турецким флотом.
Сражение произошло в Синопской бухте (северное побережье Турции). Подстрекаемая Англией и Францией Турция, открыв военные действия против России в 1853 году, положила начало Восточной (Крымской) войне 1853-1856 гг. В ноябре 1853 года турецкая эскадра под командованием Осман-паши вышла из Стамбула и встала на рейд в Синопе.
Русская эскадра под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова, узнав о расположении турок, заблокировала их эскадру с моря. Нахимов решил атаковать и разгромить ее непосредственно в базе.
Синопское морское сражение началось в 12 часов 30 минут и продолжалось до 17 часов. Первыми открыли огонь по русской эскадре, входившей на Синопский рейд, турецкие корабли и береговые батареи. Русские корабли, открыли ответный огонь. Через полчаса турецкий флагманский корабль «Авни-Аллах» и фрегат «Фазлы-Аллах», объятые пламенем, выбросились на мель.
Русская эскадра уничтожила 15 кораблей противника и заставила замолчать все его береговые батареи. Только одному пароходу «Таиф», которым командовал английский офицер А.Слейд, удалось бежать. Капитану Слейду помогла паровая машина, против которой парус оказался бессильным.
В этом сражении турки потеряли 15 из 16 кораблей и свыше 3 тысяч человек убитыми и ранеными. В плен было взято около 200 человек, в том числе сам Осман-паша и командиры трех кораблей. Потери русской эскадры составили 37 человек убитых и 235 раненых, некоторые корабли получили повреждения.
Разгром турецкой эскадры в Синопском сражении значительно ослабил морские силы Турции и сорвал ее планы по высадке своих войск на побережье Кавказа. Синопское морское сражение стало последним в истории крупным сражением эпохи парусного флота.
Подводя итоги, Нахимов писал в приказе от 5 декабря 1853 г.: «Истребление турецкого флота в Синопе эскадрою, состоящею под начальством моим, не может не оставить славной страницы в истории Черноморского флота. Изъявляю душевную мою признательность … господам командирам кораблей и фрегатов за хладнокровное и точное постановление своих судов по данной диспозиции во время сильного неприятельского огня, равно и за непоколебимую их храбростью продолжение самого дела, обращаюсь с признательностью к офицерам за неустрашимое и точное исполнение их своего долга, благодарю команды, которые дрались как львы».