18 Января 2023
Оборона Ленинграда навсегда вписана в историю России как невероятно трагическое и в то же время героическое событие. Осада Северной столицы продолжалась с 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня. По официальным данным, блокада унесла жизни более 630 тыс. ленинградцев, хотя, по подсчетам историков, эта цифра может достигать и 800 тыс. За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам, 649 раз на улицах звучал сигнал воздушной тревоги.
Кольцо вражеской осады было разорвано в результате успеха операции «Искра» Красной армии. Она планировалась еще с 1942 года, а началась 12 января 1943-го, боевыми действиями руководили маршалы Георгий Жуков и Климент Ворошилов. Сухопутные войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации Балтийского флота решительно атаковали немецкую армию на шлиссельбургско-синявинском выступе.
Долгожданное событие произошло 18 января 1943 года. В результате наступления советских войск был освобожден город Шлиссельбург. В кольце осады образовалась брешь, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с Ленинградом.
После возобновления поставок в город на Неве стали поступать продовольствие и другие вещи первой необходимости, хотя блокада еще продолжалась. Полностью кольцо осады удалось снять лишь 27 января 1944 года, однако его прорыв остается одним из наиболее значимых событий Великой Отечественной войны.
В детской библиотеке можно прочитать книгу Н. Ходзы «Дорога жизни».Она не вполне обычная, в ней нет вымышленных персонажей или придуманных диалогов, она документальна. Страница за страницей автор рассказывает, как жил блокадный Ленинград, чем были заняты люди, как прокладывали «дорогу жизни», возили по ней хлеб и пытались спасти людей, как на заводах работали школьники и школьницы, а уроки проводили в бомбоубежищах. Некоторые рассказы повествуют об отдельных людях, проявивших незаурядные мужество и героизм и, конечно, об освобождении Ленинграда.
«Ночью 22 ноября с Большой земли по льду озера пошла первая колонна автомашин. Шестьдесят «газиков». По пятьсот килограммов груза на каждой машине. Командиром первой колонны был Василий Антонович Порчунов.
Машины одна за другой, соблюдая интервалы, двигались по следу санного обоза. Двигались с потушенными фарами, в сплошной темноте. Только изредка вздрагивали фонарики сигнальщиков, стоящих на трассе и указывающих путь. Дверцы кабин машин были открыты.
Лёд хрупал под колёсами. Из-подо льда выбрызгивалась вода. Вдруг под одной из машин лёд затрещал. Машина завалилась назад. Продавив под собой лёд, она погружалась в воду… Шофёр выскочил из кабины… Машина затонула. Остальные машины колонны, изменив направление, взяв чуть в сторону, обходя полынью, продолжали двигаться вперёд, к городу…»
Почти два с половиной года терзали фашисты город-герой, его жителей, но так и не смог враг сломить волю защитников Ленинграда, их мужество и стойкость.И наступили дни, когда советские войска совершили прорыв блокады под Ленинградом, а затем полностью отбросили врага от стен города…