В 20-х годах прошлого века австрийскому зоологу Карлу фон Фришу удалось «подслушать» разговоры пчёл. За открытие пчелиного языка ему была присуждена Нобелевская премия.
Фриш поместил пчелиную семью в специально сконструированный стеклянный улей, через стенки которого жизнь насекомых была видна во всех подробностях. Можно было наблюдать, как пчела-разведчица, обнаружив за пределами улья блюдце с сиропом, возвращается домой и исполняет причудливые «танцы» с множеством замысловатых фигур. Посмотреть на её «выступление» слетается всё семейство рабочих пчёл. И вскоре к блюдцу устремляется армия пчёл-сборщиков.
Язык танца и есть тот язык, на котором общаются друг с другом пчёлы. Каждое их па имеет свой смысл. Первое, что должна сделать разведчица, – подать обитателям улья позывные «слушайте все». Для этого она машет крыльями и выделяет особое вещество – феромон привлечения. Затем приступает к рассказу-танцу. Чтобы сообщить о рядом находящемся цветке, пчела бегает по кругу то в одном, то в другом направлении. Если же цель находится далеко, танец усложняется: пчела то крутится из стороны в сторону, то бежит по сотам прямо, двигая брюшком, то по диагонали. Траектория её танца напоминает восьмёрку: описав полукруг, пчела движется по прямой, как бы соединяя две её точки, а затем совершает второй полукруг – уже в обратном направлении. Если пчела бежит по прямой снизу вверх, то лететь за нектаром нужно к солнцу, а если сверху вниз – от солнца. Имеет значение и угол, под которым пчела отклоняется в танце от воображаемой вертикальной оси: разведчица указывает сборщикам угол между направлением на солнце и направлением на цветок.
В начале 90-годов XX века в Дании была разработана робот-пчела, которая в точности повторяла все фигуры, описанного Фришем танца, и пчёлы летели именно туда, куда им указывал робот!