5 Марта 2024
Он родился в семье старообрядческого священника в г. Новозыбкове (точная дата рождения неизвестна). Он публиковал статьи в многочисленных старообрядческих периодических изданиях, был секретарём петроградского старообрядческого епископа, членом Союза старообрядческих начётчиков, секретарём старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси. Редактировал первые старообрядческие газеты «Утро» и «Народная газета». Был директором старообрядческого учительского института в Москве, в 1918 году отстранён от должности по требованию большевистских властей, вынужден был уехать в Барнаул. Там стал инициатором издания журнала «Сибирский старообрядец», читал лекции в Томске, Омске, Новониколаевске, Барнауле, Бийске. После свержения власти Верховного правителя адмирала А. В. Колчака был вынужден скрываться в таёжных скитах и на отдалённых заимках Алтая, но при этом продолжал писательскую деятельность, в 1921 году печатал антибольшевистские листовки в Ново-Архангельском скиту. В этот период написал книгу «Откуда произошла вера в Бога. (Публичный диспут в советской России)».В 1930-м году перешел границу и поселился в Румынии, привезя туда свои рукописи. Там являлся секретарём Белокриницкой митрополии, жил в старообрядческом монастыре. Продолжал заниматься литературным творчеством. Наиболее известный его труд этого времени — «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» — вошел в 1-й том собрания сочинений, изданного в Барнауле в 1999 г. Много писал, продолжал печатать свои работы, выступал с публичными лекциями и беседами. Автор десятков книг и брошюр, один из наиболее плодовитых писателей-старообрядцев. Труды Ф.Мельникова продолжают издаваться до настоящего времени. В последние годы жизни находился под наблюдением румынской спецслужбы Секуритате. Скончался и похоронен в Мануиловском монастыре близ села Мануиловки Сучавского уезда в 1960 году. Новозыбков по праву может гордиться своим земляком, известным ныне далеко за пределами нашего края. «…Книги писателя Ф.Е. Мельникова – исключительно значительное свидетельство о живом религиозном духе русского народа. Можно сказать, что из «одинокой кельи в сибирской тайге» (где писались Мельниковы творения) светло и мощно льётся голос самой Святой Руси. («Возрождение». Париж, 1937)
Наследие и биография Ф.Е. Мельникова ещё до конца не раскрыты, однако то, что сохранилось и продолжает появляться, позволяет говорить о нём, как о человеке, внёсшем достаточно весомый вклад в русскую литературу. Можно сказать, что со времён Аввакума не было на Руси просветителя древлеправославного русского слова более известного, чем Ф. Е. Мельников. К его трудам, примеру жизни и деятельности ещё долго будут обращаться все, кто ищет путеводную нить в сложном и меняющемся мире на пути к истине. (По материалам краеведа А.П. Дудникова)