24 Мая 2024
Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы в жизни, осуществляли свои мечты, пользовались любовью и уважением окружающих. Но как правильно воспитать ребенка? Читать педагогические книги? Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален. Но воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость многих тысячелетий.
Воспитывать с помощью книг, с опорой на книги, с учетом мирового опыта – значит, не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит, экономить силы, время и создавать в семье душевное спокойствие.
Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор изданий по семейному воспитанию из фонда детской библиотеки.
«Что же делать?»
1. Ребенок сердится на маму: «Ты нехорошая, я тебя не люблю!»
За его гневом скрывается боль, обида и т. п. В этом случае лучше всего его активно послушать, угадать и назвать его «страдательное» чувство. Что не стоит делать – это осуждать и наказывать его в ответ. Так можно только усугубить его отрицательное переживание (да и ваше тоже). Свои воспитывающие слова лучше оставить до того времени, когда обстановка будет спокойной, а ваш тон – дружелюбным.
2. «Тебе больно» …
Если ребенок открыто страдает от боли, обиды, страха, то активное слушание – незаменимо. Если те же чувства испытывает родитель, то лучше всего их высказать в форме «я-сообщения». Однако при этом важно помнить, что его уши могут не услышать вас, сначала стоит выслушать его.
3. Что ему не хватает?
Если недовольство или страдание ребенка повторяются по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, просит поиграть, почитать, или, наоборот, постоянно не слушается, дерется, грубит… очень вероятно, что причина – в неудовлетворении какой-то его потребности. Ему может не хватать вашего внимания или, наоборот, чувства свободы и самостоятельности, он может страдать от запущенной учебы или неуспехов в школе. В таком случае одного активного слушания недостаточно. Правда, с него можно начать, но затем постараться понять, чего же все-таки не хватает вашему ребенку. Вы реально поможете ему, если будете больше проводить с ним времени, чаще обращать внимание на его занятия или, наоборот, перестанете контролировать его на каждом шагу.
Он хочет много двигаться – хорошо организовать открытое пространство, хочет исследовать лужи – можно завести высокие сапоги, хочет рисовать большие картины – не помешает лишний кусок дешевых обоев. Напомню, что грести по течению несравненно легче, чем против него. Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями – значит активно слушать ребенка в самом широком смысле.
4. «Ты мне дорог, и у тебя все будет хорошо!
О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, неудачник, – он узнает только от взрослых и прежде всего от родителей.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать самооценку ребенка или чувство самоценности.
Давайте посмотрим, как мы можем это делать.
Безусловно принимать его.
Активно слушать его переживания и потребности.
Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами (значит доверять).
Конструктивно разрешать конфликты.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку.
Сказки и всевозможные сюжетные «истории», рассказанные или прочитанные взрослыми, расширяют кругозор ребенка, обогaщают его словарь, побуждают чаще и охотнее говорить.
Немало великих людей свидетельствовали в своих воспоминаниях о том, что рассказы, слышанные ими в раннем детстве, пробудили в них интерес к родному языку. Вот что пишет в своей биографии Гёте: «От своего отца я унаследовал некую поучительную разговорчивость, от матери – умение замечать все, что пробуждает фантазию, что позволяет в веселой и живой форме заново переложить знакомые сказки, придумать и рассказать новые, более того, придумывать их в ходе самого рассказа».
С удовольствием вспоминал М.Горький рассказы своей бабушки: «Она произносила слова, как будто напевала, и они остались в моей памяти, подобно цветам, такими же ласковыми, светлыми и сочными».
Пересказывая сказку или услышанную историю, дети не только учатся грамматически верно строить предложения, правильно использовать отдельные слова, но и одновременно постигают искусство логически мыслить.
Установлено, что подражательность ребенка в 4-5 раз выше подражательности обезьяны. Поэтому особенно внимательно следует отнестись к советам автора о нетерпимости таких явлений, как ложь и обман ребенка, ссоры родителей, зависть к благам других, тщеславие и хвастовство собственным благополучием. Дети – улучшенная или ухудшенная копия нас. Чтобы воспитать детей, родители должны, прежде всего, воспитать себя. Всем хорошим в себе мы воспитываем добро в наших детях. Воспитываем их не только примером, действиями и поступками, но и тем, как говорим о других, как любим друг друга, как требовательны к себе, как помогаем ближним, заботимся о старших. И во всей этой жизни нужно надо найти место маленькому растущему человеку, дать ему возможность проявить в деле свои положительные качества. Воспитывает деятельность, а не назидания. Воспитывают отношения, но лишь в том случае, если ребенок не стоит в центре семейных отношений. Иначе неизбежно воспитание эгоизма. И тогда обесценятся все его положительные качества. Надо учить ребенка любить родителей, автоматически это не происходит само по себе. Надо, чтобы малыш не просто говорил: «Мамочка, я тебя люблю, дай я тебя поцелую». Если любишь – помоги маме вытереть пыль, прибрать комнату, накрыть стол. Любить – значит заботиться о других. Вот что должен усвоить малыш.
Прочитайте внимательно десять запрещенных и десять желательных выражений для родителей и отметьте, насколько часто вы их произносите.
Запрещенные выражения:
я тысячу раз тебе говорил, что…;
сколько раз надо повторять;
о чем ты только думаешь;
неужели тебе трудно запомнить, что…;
ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным)…;
все люди… (такие-то, так-то себя ведут), а ты…;
что ты ко мне пристала;
ты такая же (такой же), как твои родители, тоже…
Желательные выражения:
ты у меня самый умный;
ты у меня самая красивая;
с тобой мне так легко;
ты меня всегда правильно понимаешь;
я никому так не верю, как тебе;
у меня нет никого ближе, чем ты;
ты у меня молодец;
посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в…;
я никогда не умел (а) сделать это так хорошо, как ты;
как я тебе благодарен (благодарна) и т.д.
Как ребенка сделать счастливым в будущем?
Есть некоторые общие правила, о которых было бы хорошо помнить всем родителям.
- Терпение, терпение и еще раз терпение. Только оно поможет сделать ваши отношения с ребенком доверительными, стабильными и искренними.
- Не ставьте отношения с ребенком в зависимость от успеваемости. Двойка – это двойка, а родительская любовь – это родительская любовь.
- Не сравнивайте детей! Во-первых, не сравнивайте своего ребенка со сверстниками! Несколько раз сделанный акцент на неудачах, постоянные упреки могут постепенно сформировать комплекс неполноценности. Во-вторых, если у вас несколько детей, не сравнивайте их между собой, это еще больнее ранит детское самолюбие и отнюдь не способствует укреплению дружбы между родными братьями и сестрами. Детская ревность – одна из наиболее острых проблем современной семьи.
- Иформационная нагрузка на мозг сегодня такова, что иногда может даже угрожать его психическому здоровью. Собиритесь с силами и организуйте «детскую вечеринку», соберите друзей вашего ребенка, испеките что-нибудь вкусное, дайте возможность им поскакать и повеселиться. Этим вы покажете ребенку, что он, его эмоциональное состояние, его друзья для вас важнее, чем успеваемость, оценки.
- Постарайтесь освободиться от распространеных догм. Не заставляйте ребенка есть то, чего он не любит, даже если вы уверены, что именно в этом продукте масса витаминов и полезных для организма микроэлементов.
- Будьте не только терпеливы, но и последоватедьны. Не опровергайте сами себя, не идите на поводу у своего настроения.
- Замечательный педагог В.Сухомлинский «открыл» удивительный закон: чтобы ребенок хорошо учился, нужно, чтобы он… хорошо учился. Иными словами, создайте ситуацию успеха, и ребенок будет делать успехи.
«Полное единогласие тридцати пяти сочинений: читать надо, чтобы жить, более того, именно чтение – и есть то, что отличает нас от животных, дикарей, тупых невежд, истеричных фанатиков, торжествующих диктаторов, ненасытных материалистов, надо читать! Надо читать!
-Чтобы расширять кругозор.
-Чтобы учится.
-Чтобы получать информацию.
-Чтобы знать, откуда мы появились.
-Чтобы знать, кто мы.
-Чтобы лучше понимать других.
-Чтобы знать, куда мы идем.
-Чтобы сохранить память о прошлом.
-Чтобы ориентироваться в настоящем.
-Чтобы перенимать опыт прошлых поколений.
-Чтобы не повторять глупости наших предков.
-Чтобы выиграть время.
-Чтобы укрыться от действительности.
-Чтобы искать смысл жизни.
-Чтобы понять основы нашей цивилизации.
-Чтобы утолять свою любознательность.
-Чтобы развлечься.
-Чтобы повышать культурный уровень.
-Чтобы общаться.
-Чтобы развивать свое критическое чутье.
«Надо читать: в этом призыве подросток улавливает нарушение логики. Какие бы блистательные доводы мы ни приводили… нарушение логики и ничего больше.
Те из наших учеников, кто открыл книгу без нашей помощи, будут и дальше читать, как читали. Наши самые яркие объяснения, как маяки, помогут самым любознательным из них ориентироваться в океане чтения.
Из тех, кто «не читает», самые сообразительные научатся, как мы, говорить вокруг да около: поднатореют в инфляционном искусстве комментирования, в технике конспектирования, в умненьком выуживании цитат из «кратких изложений»; они научатся орудовать скальпелем построчного анализа и станут специалистами в хитроумном манипулировании «избранными отрывками», которое обеспечит им сначала степень бакалавра, а затем и место на кафедре… но не обязательно любовь к чтению»
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ… тебя сильно обижают
Особый случай – если тебя бьют постоянно или если тебя обижают более старшие ребята.
Обязательно скажи об этом родителям!
Иногда дети боятся, что мама расстроится, а папа будет смеяться и называть рохлей. И, вообще, считают, что родителям жаловаться стыдно и надо справляться самому. Никто и не предлагает бежать к ним из-за каждого пустяка.
Если можешь, конечно, справляйся сам, но постоянное насилие, или взрослые наглые хулиганы – это не пустяк! В любой момент обидчики могут войти в ранж и причинить тебе серьезную травму. Бывает, что дети попадают в больницу и потом долго лечатся.
Не допускай этого!
Если скажешь кому-нибудь – вообще убьем!»
Не верь!
Те, кто обижает более слабых, обычно сами трусы. Поэтому достаточно будет твоим родителям или учителю один раз с ними серьезно поговорить, и они станут обходить тебя стороной. Если взрослые решат, что одного разговора недостаточно, они обратяться в полицию. А самый лучший способ не попасть в такую ситуацию – это иметь хороших друзей и всегда ходить вместе с ними. Хулиганы обычно пристают к одиночкам.
З.Косьянова
зам директора по работе с детьми МБУК НЦБС