У каждого библиотекаря, взявшегося за обучение школьников основам информационной культуры, возникает множество вопросов. Как распределить тематику по классам? Как выстроить последовательность занятий и обеспечить преемственность обучения? Как заинтересовать в нем школьников?
Библиотекарю придется также учесть множество факторов, влияющих на восприятие подаваемой информации, среди них немаловажную роль играют возрастные и психологические особенности школьников.
Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в приобщении к чтению детей 6-7 лет, является воспитание устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения.
Задача библиотекаря – научить читателя пользоваться библиотекой, её фондами, справочно-библиографическим аппаратом и работе с книгой.
Преимущество библиотечных уроков перед другими формами в том, что они позволяют охватить одновременно большое количество учащихся, способствуют приобретению определенной системы знаний. Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.
Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Увлеченные игрой, дети легче усваивают материал, закрепляют его, приобретают знания, умения и навыки.
Главная задача библиотекаря в работе с второклассниками – помогать учащимся осваивать путь «внутри книги», к ее содержанию, через внешние приметы, внетекстовую информацию и специальные службы.
В 3 классе необходимо целенаправленно формировать у каждого ребенка основы самообразования: способность и потребность обнаруживать недостаточность имеющихся у него знаний, но на базе знаний и умений, уже полученных в процессе обучения; без помощи учителя находить среди книг источник недостающих знаний; самостоятельно прочитывать материал, осмыслять и оценивать результаты своих усилий.
Для решения этой задачи в 3 классе предусмотрено освоение учащимися детской справочной литературы. Третьеклассники должны обогатить и обобщить знания о литературе справочной, чтобы систематическое выявление «непонятного» и использование справочной литературы для быстрого получения информации стало для детей необходимостью, привычкой, как при самостоятельном чтении, так и при подготовке к урокам.
В среднем звене школы учащиеся приобщаются к чтению, включаются в читательскую деятельность и приобретают читательский опыт.
Ведущим мотивом чтения для них является познавательный: чтение книг – источник косвенного опыта, расширение знаний о мире.
Для семиклассников характерна склонность к необычному, привлекательному, а значит, преобладает интерес к приключенческой литературе, детективам. Среди девочек распространено увлечение любовной литературой.
Возраст перемен – отрочество.
Значительно шире представление о мире, социальных системах, общественных отношениях. Велик интерес к книгам о космосе, о солнечной системе, Галактике, о метеорологии. Наряду с макромиром все более интересен микромир – атом, атомная энергия, подростков интересуют книги по химии, анатомии и психологии.
Вовлекая школьников в яркий книжный мир, мало владеть методическими и профессиональными знаниями, главное – творческая и открытая натура библиотекаря.
К СКАЗКЕ В ГОСТИ МЫ ПРИДЕМ
урок информационной культуры
1 класс
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в комнате сказок детской библиотеки, чтобы отправится с вами в сказочное путешествие.
Но сначала я хочу спросить вас, вы любите сказки? А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему учат сказки? (сказки учат добру, правде и справедливости, как победить зло, коварство и ложь).
В сказках о животных мы узнаем повадки и характер животных, которых мы с вами никогда не видели или видели только в зоопарке. Но можем сказать о них очень много: медведь-силач, сладкоежка и лакомка; лиса – хитрая, умная и утонченная; заяц-трусишка; волк – злой и вечно голодный; ёж – смелый, храбрый, умный и т.д.
В волшебных сказках мы окунемся в мир волшебных превращений, чудес, любви и победы над злом. А бытовые сказки научат нас проявлению смекалки, находчивости, трудолюбию и посмеются над ленью, хитростью, жадностью. Ярким примером такой сказки является «Каша из топора», о чем она вы конечно догадались. Поднимите руки, кто её читал.
А теперь мы можем начинать наш библиотечный урок. К сожалению, не все герои сказок смогли прийти сегодня к нам. На адрес нашей библиотеки пришли телеграммы от тех, кто не смог прийти, только вот беда – они не подписаны от кого. Давайте вместе отгадаем, кто их прислал? Поможете мне?
Телеграмма
Не могу прийти, спасаю ласточку от холода. (Дюймовочка )
Телеграмма
Съел семеро козлят, болит живот. (Волк)
Телеграмма
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, а лисичка отпустить не хочет. (Колобок)
Телеграмма
Никак не вырвем репку, поэтому прийти не сможем. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка )
Телеграмма
Прийти не получится, потеряла хрустальную туфельку. (Золушка)
Телеграмма
Напился воды, стал козленочком (Иванушка)
Телеграмма
Болит спина, всю ночь проспала на горошине (Принцесса)
Телеграмма
Не приеду. Припекает солнышко, боюсь растаять (Снегурочка)
Телеграмма
Не могу растопить ледяное сердце Кая. (Герда)
Телеграмма
Потерял хвост. Прийти не смогу. (Ослик Иа)
Молодцы, ребята! Предлагаю вам пройти по следам героев сказок и вспомнить их.
Но сначала разгадаем кроссворд.
1. Нет врага детишек злей, чем злой разбойник… (Бармалей)
2. У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это? (Буратино)
3. Тоненький он
Словно прутик,
Маленький он лилипутик
Ростом, бедняга, не выше
Вот этакой маленькой мыши
И каждая может ворона
Шутя погубить … (Бибигон)
4. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне… (Емеля)
5. Он не тучка, а медведь
Очень любит песни петь.
И еще, как говорится,
Любит медом подкрепиться… (Вини-Пух)
6. Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог
Это сказка… (Теремок)
7. Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей… (Крот)
8. Я одеваюсь очень модно,
Поколочу кого угодно,
На все вопросы отвечаю:
«Отстаньте, братцы, я не знаю!» … (Незнайка)
9. Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он – герой веселой книжки,
За спиной его – пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый… (Карлсон)
10. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор… (Айболит)
Ключевая загадка, которая спряталась в кроссворде:
11. Снаружи смотришь –дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными… (Библиотека)
Какое слово у нас получилось? Правильно, библиотека. Только здесь хранятся книги, которые могут отправить нас в любое путешествие, когда мы захотим.
А наше путешествие продолжается в сказочное царство, краеведческое государство. А поможет нам сказка нашего писателя-земляка, рожденного на Брянщине, Николая Грибачева «А это – мы!», и сейчас мы посмотрим мультфильм, снятый по этой книге «Заяц Коська и родничок».
Ребята, к нам в комнату сказок пришло письмо из далекой маленькой и прекрасной страны, где в вечно зеленых садах никогда не заходит солнце, где царствует королева Фантазия. Письмо написали заколдованные сказочные герои. Они хотят вернуться домой, но не могут это сделать. Среди них есть волшебница, которая потеряла волшебную палочку. Помочь ей могут только те ребята, которые любят читать и знают сказки.
Вопросы:
- Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые в сказке поднялась в воздух? (Ступа)
- Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? (Стрела)
- На её кончике смерть одного из сказочных героев (Игла)
- В какой сказке мальчик за непослушание превратился в козленочка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Из-за чего у мужика с медведем вражда произошла? (Вершки и корешки)
- Его учителями были медведь Балу и пантера Багира (Маугли)
- Прожорливый персонаж сказки Ш.Перро, которого съел кот (Людоед)
- В какой сказке все месяцы в одну ночь собрались вместе? (12 месяцев)
- Какие цветы собирала в лесу девочка среди зимы? (Подснежники)
- Из какого материала сделаны туфельки Золушки? (Хрусталя)
- Кто из героев имел длинный нос,который каждый раз вовлекал хозяина в неприятности?(Буратино).
- Лекарство для больного Карлсона (Варенье)
Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и освободили сказочных героев. Но путешествие наше продолжается в чертоги Бабы Яги. (видеоролик с песней Бабы-Яги, дети подпевают ей)
Сказочные герои запутались, они не знают где стоят их книги. Чтобы продолжить путь необходимо ответить на вопросы и по первым буквам мы поймем, где должна стоять книга.
- Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит (Ш. Перро Красная шапочка)
- Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка (Г.Х.Андерсен Дюймовочка)
- С рыбкой дружит этот парень
Его сани едут сами (По щучьему велению)
- От волка хитрого спаслись
Но долго хвостики тряслись (Три поросенка)
- Я на балу никогда не бывала
Чистила, мыла, варила и пряла (Ш.Перро Золушка)
- Шила рубашки, узор вышивала
Лебедем белым в танце плыла (Василиса Премудрая)
- Подарит новое корыто
И новый дом, и слуг в придачу (А.С.Пушкин Сказка о золотой рыбке)
- Она по полю шла
В поле денежку нашла (К.Чуковский Муха-Цокотуха)
- В шляпе, с саблею в руках
И в огромных сапогах (Ш.Перро Кот в сапогах)
- У него большие уши
С крокодилом Геной дружит (Э.Успенский Крокодил Гена и его друзья).
Мы с вами приближаемся к царству Змея Горыныча (на экране демонстрируется изображение Змея Горыныча, и дети под веселую музыку выполняют сказочную гимнастику.
Мишка ходит косолапый, сильно расставляет лапы (изображаем, как, переваливаясь, ходит мишка)
Белка прыгает по лесу – рыжехвостая принцесса (подпрыгиваем)
Очень плавно и без страха ходит в поле черепаха (медленно двигаемся)
Лошадь бегает рысцою и прокатит нас с тобою (перебираем ногами)
Ну, а цапля, чудо-птица, длинноногая девица – (стоим на одной ноге)
Мы приближаемся к царству Снежной королевы (фрагмент мультфильма по сказке). Ребята, чтобы нам не замерзнуть, нужно быстро ответить на вопросы, проявив ум и смекалку.
Необходимо исправить ошибки в названии зимних сказок
-Заюшкин домик (избушка)
-Снежная принцесса (королева)
-15 месяцев (12- месяцев)
-По-щучьему разговору (веленью)
-3 мороза (2 мороза)
-Девочка метелица (госпожа)
-Заморозко (морозко)
-Белка и волк (лиса)
-По-заячьему велению (По-щучьему велению)
-Зимовье зайцев (Зимовье – зверей)
Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие в страну сказок. Вы достойно выдержали все препятствия на пути и благодаря вашим знаниям сказочные герои вернулись в свои сказки.
ТВОИ ПЕРВЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ
интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
по энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
3 класс
Дорогие ребята! Оглянитесь вокруг! В окно видно и землю, и небо. За дверями протянулись дороги. Во все стороны идут люди. Шумят деревья. Высоко летит спутник. Тикают часы. Бьется твое сердце.
Обо всем хочется узнать. А возможно ли это? Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их, если не в одну голову, то, по крайней мере, в одну книгу, книгу-справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все». С тех пор прошла свыше тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий, адресованных взрослым. А как же дети? Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1969 г. в двух томах. Её название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополненными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Л.Кассиль).
Всего в трех томах более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.
Посмотрите на нашу выставку, где представлена только малая часть справочной литературы для детей.
А сейчас я приглашаю вас к игре «Что? Где? Когда?». Играют две команды – «Знатоки» и «Эрудиты». Заполняет табло помощник ведущего «Счетчик». За временем следит «Хранитель времени».
Правила игры: на столе перед вами круг, разбитый на секторы. В каждом секторе – конверт с вопросом. Количество очков за ответ указано на конверте. Время на нахождение ответа в энциклопедии и обсуждение – 2 минуты. Сектор «Музыкальная пауза» – прослушивание музыкального произведения. Сектор «Я» – представление своей домашней энциклопедии. Номера сектора вытаскивает из мешочка представитель команды, правильно ответивший на предыдущий вопрос.
Право первым выбрать вопрос, будет принадлежать тому, кто скажет окончание пословицы: «Напрасный труд удить без крюка и … (учиться без книги)».
СЕКТОР 1 «Черный ящик»
Он родом из Южной Америки. Местные индейцы обнаружили его 14 тысяч лет назад. В 60-х годах 16 века он был ввезен в Европу, откуда Петр I прислал его в Россию 1697 году. Крестьяне долго отказывались разводить его. Теперь он очень распространен и используется не только для питания (более 100 блюд), но и при изготовлении глюкозы, спирта, клеящих препаратов, пластмасс, молочной кислоты.
Что в черном ящике? Проверьте свое предположение в источнике.
(Картофель).
СЕКТОР 2
Это дерево живет около пяти тысяч лет. Толщина его ствола просто удивительно – 25, а то и 40 метров в окружности. Чтобы обхватить дерево, весь класс должен был бы взяться за руки. «Он большой, – говорят африканцы, – но из него не разожжешь даже маленького костра».
Почему? Что за дерево, и какими еще удивительными свойствами оно обладает? (Баобаб. Его древесина не горит. Листья сбрасывает летом, чтобы терять меньше влаги).
СЕКТОР 3
В голландском городе Заандамме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Весте со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. С удивлением потом узнали жители города, что молодой плотник Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр I. А.С. Пушкин назвал Петра I «вечным работником».
Объясните это название. Покажите портрет Петра I.
СЕКТОР 4 «Я»
«Из домашней библиотеки я принес энциклопедию…» (реклама энциклопедии)
Участвуют обе команды. Кто лучше, полнее, убедительнее покажет достоинство своего справочника?
СЕКТОР 5
В столице Дании – городе Копенгагене – поставлен памятник великому сказочнику. С раннего детства всю жизнь с нами Гадкий утенок и маленькая Дюймовочка.
Назовите этого сказочника, его сказки, когда и где он жил. Покажите памятник в энциклопедии. (Г.Х.Андерсен, 1805 -1875гг.)
СЕКТОР 6 «Музыкальная пауза»
СЕКТОР 7 «Черный ящик»
Этот прибор получил свое название от слова «камешки» (по- древне-римски). Он легкий, умещается в кармане, и без всякого труда на нем можно совершать все четыре арифметических действия.
Что в черном ящике? Подтвердите свою догадку данными из энциклопедии и ответьте на вопрос: в каком случае толщина прибора может не превышать толщину листа бумаги?
(Калькулятор. Если он работает от падающего на него света)
СЕКТОР 8
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, но чувствуем. Но если он вдруг исчезнет! Мгновенно закипит на земле вода, лучи солнца сожгут все живое. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды пять дней, а без воздуха – самое большее пять минут.
С помощью энциклопедии ответьте на вопрос о значении воздуха для человека.
Итак, наша игра заканчивается, но знакомство с энциклопедиями только начинается. Помните, что с помощью энциклопедии вы можете ответить на самый каверзный вопрос.
Подведение итогов. Награждение победителей.
«НАЦИОНАЛЬНОЕ СОКРОВИЩЕ»
урок информационной культуры
6 класс
Как вам, ребята, известно человеческая жизнь состоит из процессов получения информации и её применения. Сегодня мы проведем экскурсию в мир слов.
Кто ответит, каким образом человек получает информацию? (с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса).
Что помогает нам найти информацию о словах? (Словари).
Словари – сборники слов, обычно в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями, или с переводом значений слов с одного языка на другой.
Существуют несколько типов словарей. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут размещаться и объясняться в словаре.
Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари-сокровища национального языка.
Много понятий ушло из жизни, и только по словарям мы можем узнать, что когда-то существовали стрельцы, ратники, городовой и др.
Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, чтобы получить помощь от словарей, еще не достаточно знать о том, какие словари существуют, нужно иметь ими правильно пользоваться.
Какие словари вам известны?
– толковый
– фразеологический
– орфографический
– иностранных слов
– биографический
– словарь синонимов
– орфоэпический
– терминологический
– крылатых слов и выражений
Каждый словарь имеет определенное назначение, от которого зависит его структура.
Если вам нужно узнать значение слова, его произношение, написание, особенности употребления, происхождения, перевести это слово на другой язык – обращайтесь к языковым словарям.
Если вы хотите узнать о различных явлениях природы – затмение, наводнение, землетрясение, цунами, или о выдающихся спортсменах, деятелях науки и техники, о географических открытиях, исторических событиях, или о небесных телах, обращайтесь к энциклопедическим словарям.
Энциклопедические словари – делятся на общие (универсальные) и отраслевые. В общие энциклопедические помещаются сведения из самых разных областей. В отраслевые – термины какой-либо отрасли науки, техники, искусства, литературы.
И так, языковые и энциклопедические словари имеют разные цели и задачи.
В языковых словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в языке художественной литературы, в разговорной речи и т.п. В энциклопедических говорится о самом предмете, понятии, явлении, о назначении тех или иных аппаратов и приборов, принципах их действия, об ученых, изобретателях, героях войны и труда.
Словари помогают не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширять кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают вашу культуру речи, приобщают к культуре народа.
А теперь познакомимся более подробно с видами словарей.
Толковый словарь.
Объясняет значение слова и иллюстрирует их употребление. Иллюстрирование – цитата, при помощи которой оправдывается потребление слова в данном значении.
Самыми известными толковыми словарями являются «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова и И.Ю.Шведовой, «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля», «Большой толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова.
Сейчас я вам дам задание, которое можно выполнить при помощи толкового словаря:
– амулет
– бердыш
– жабо
– кесарь
– лацкан
– мощи
– офеня
– реинкарнация
– субретка
– треух
– фаворит
– флёрдоранж
– экипаж
– юнкер
– ялик
– яхонт
Толковый словарь для школьника / под ред. М.П. Стерликова. – СПб : Изд. Дом «Литера», 2006. – 512 с. – Текст : непосредственный.
Орфографический словарь
Объясняет правильное произношение слов, включая ударение, формы окончания в различных падежах.
Задание: поставить правильно ударение в словах
– бортник
– брошюровщик
– давешний
– договор
– дозиметр
– дознанный
– ладан
– напрямик
– побережный
– раскреповка
– умолкнуть
– холод
– холодище
– ячневый
Орфографический словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова, А.Б.Шапиро. – М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1957. – 1260 с. – Текст : непосредственный.
Фразеологический словарь
Объясняет значение устойчивых выражений.
Задание:
– Альфа и омега
– Глаза на лоб лезут
– Из-под носа
– Куда Макар телят не гонял
– На козе не подъедешь
– Пробил час
Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся / В.П. Жуков. – М.: Просвещение, 1980. – 447 с. – Текст : непосредственный.
Этимологический словарь – объясняет происхождение различных слов.
Задание
– бабочка
– доллар
– зеркало
– комар
– обувь
– позор
Успенский, Л.В. Почему не иначе?: этимологический словарик / Л.В. Успенский. – М.: Дет. лит, 1967. – 302 с. – Текст : непосредственный.
Словарь иностранных слов –перечень слов и сочетаний, заимствованных из других языков.
Задание
– янки
– юнга
– хартия
– секция
– орден
– карьера
– дикция
– гамбит
Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов / С.М. Локшина. – М.: «Русский язык», 1974. – 351 с. – Текст : непосредственный.
Орфоэпический словарь – рассматривает происхождение и ударение слов (по падежам)
Задание: просклонять по падежам слова
– туфли
– степень
– обух
Введенская, Л.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / Л.А. Введенская. – М., Ростов н/Д: Изд. центр «Мир Т», 2006. – 416 с. – Текст : непосредственный.
Биографический словарь – рассказывает о биографиях известных личностей.
Брокгауз, Ф.А. Русский биографический / Брокгауз Ф.А., И.А. Ефрон. – М., ЭКСМО, 2007. – 928 с. – Текст : непосредственный.
В библиографических статьях представлены жизнеописания, как всех известных деятелей науки искусства, так и малознакомых деятелей российской политики, православных старцев-иноков, писателей духовной литературы и т.д.
Существует также словообразовательный словарь, где слова расчленены на морфологические части.
Задание: разобрать по составу слова
– взломщик
– название
– застарелый
– отчетливый
Энциклопедия – интеллектуальный символ России.
Это греческое слово читается как «энциклос пайдейя», дословно переводится как «обучение по всему кругу знаний».
Первые энциклопедии появились еще в древнем Египте. От них сохранились только сведения, что существовали папирусные свитки-справочники.
Самая древняя энциклопедия, дошедшая до нашего времени, датируется первым веком нашей эры. Её создатель Плиний Старший – древнеримский ученый. Она состояла из 37 томов и называлась «Естественная история». Она считалась непререкаемым источником знаний о природе вплоть до 17 века.
В Китае в 18 веке была издана энциклопедия, состоящая из 5020 томов.
В средневековых энциклопедиях не было никакой системы расположения статей. Лишь в 1704 г. английский священник Джон Харрис расположил все статьи в «Универсальном словаре науки и искусств» в алфавитном порядке.
А в середине 18 века именно в Англии впервые справочное издание назвали «энциклопедией».
Задание: расположить по алфавиту
– алмаз
– Дунай
– Афины
– государство
– подснежник
– астра
– василек
– горчица
В России уделяли большое внимание справочным изданиям. Первые «словари непонятных слов» появились на Руси в 13 веке. А в 14 веке стали располагать в алфавитном порядке. Называли такие книги «азбуковники». В 19 веке появились тематические энциклопедические словари:
«Стослов» – религия и мораль;
«Диоптра» – об устроении мира;
«Измарагд» – о воспитании детей;
«Назиратель» – крестьянское хозяйство;
«Домострой» – хозяйственная энциклопедия.
Огромное значение для отечественного просветительства имел энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В конце 18 века немец Фридрих Арнольд Брокгауз купил книжное издательство и стал издавать энциклопедии. До момента своей смерти в 1823 году Брокгауз подарил своим соотечественникам шесть изданий энциклопедического словаря.
В конце 19 века наш соотечественник Илья Абрамович Ефрон купил в Петербурге типографию и вместе с немецкой фирмой основал АО «Брокгауз и Ефрон». За 17 лет ими было издано 82 основных и 4 дополнительных тома энциклопедии.
Задание: в энциклопедиях школьникам предлагается выбрать книгу, которая интересна по какой-либо теме, и с помощью указателя найти информацию об интересующем понятии.
Отличие между энциклопедией и энциклопедическим словарем в объеме информации. Словарь невелик и статьи в нем короткие. Энциклопедия многотомна, статья содержит исчерпывающую информацию о предмете.
Справочной литературой легко и удобно пользоваться при наличии указателей. Вспомогательные указатели – перечни предметов, понятий, имен, названий, сведения о которых напечатаны на страницах изданий. Если в указателе дан перечень предметов, он называется предметным, если перечень фамилий или имен именной.
Указатели строятся по алфавиту, отчего их называют алфавитными.
В нашей библиотеке есть и энциклопедии для девочек и мальчиков. Из этих книг вы узнаете, каким видом спорта можно заниматься, как одеваться, как ухаживать за собой и здоровьем, правила этикета, значение имени и многое другое.
КОРАБЛИ В МИРЕ КНИГ
урок информационной культуры
7 класс
Здравствуйте, ребята! Сегодня я познакомлю вас с некоторыми источниками тематического поиска в библиотеке. Вы, наверное, сталкивались с проблемой поиска нужной литературы для учебы при написании докладов и рефератов или при поиске ответов на интересующие вопросы. Решение этой проблемы я вам сегодня и предложу.
А начнем мы с любопытной истории. Однажды в библиотеку пришел странный мальчик. Одни читатели просили определенную книгу, другие – что-нибудь, а этот мальчик указал пальцем на полку с книгами и сказал: «Дайте мне первую от края». На следующий день, возвращая прочитанную книгу, он попросил вторую от края, потом третью, четвертую… Оказалось, что этот мальчик решил прочитать все книги на свете. А хвали его Томас Эдисон.
Знаменитый впоследствии изобретатель Эдисон всегда умел доводить задуманное до конца. Но от чтения всех книг на свете он отказался. Как вы думаете, почему? Да просто потому, что это неосуществимо. Невозможно прочитать все книги в мире, и даже все книги одной библиотеки. К примеру, в фонде нашей библиотеки 58 тысяч изданий. Читать все книги незачем. Главное – суметь отобрать то, что действительно необходимо.
Книги, как море, в котором, не умея плавать, можно утонуть. А не утонуть в нем вам поможет библиотечный каталог.
Что в переводе с греческого означает слово «каталог»?
– указатель названий;
– список, перечень;
– ящик для хранения.
Такие списки возникли в глубокой древности. Библиотеки Древнего мира, как правило, имели в своих собраниях огромное количество документов, и ориентироваться в них без каталогов, было невозможно. Ученые пришли к выводу, что древнейшим из известных каталогов является «Перечень ящиков, содержащих книги в больших свитках из кожи». Этот каталог содержал опись храмовой библиотеки, находящейся в 34 ящиках, и был выгравирован на стене.
Библиотека царя Ашшурбанипала имела обширный каталог на глиняных табличках, выполняющих функции современных каталожных карточек. Каждая табличка, попадавшая в хранилище, заносилась в особый список, и на ней выдавливался штамп «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Этот список – и есть прообраз каталога, содержавший название произведения и количество строк в каждом листе-табличке. Он облегчал поиск нужной книги.
Большой известностью пользовался каталог Александрийской библиотеки, составленный её библиотекарем, выдающимся поэтом и ученым Каллимахом. «Таблицы» Каллимаха были одновременно и каталогом самой Александрийской библиотеки, имеющей до 100 тыс. лучших произведений, и первым в истории сводным каталогом, так как содержали сведения об отсутствующих в фонде произведениях с указанием листа их хранения, и древнейшей библиографической работой.
Закрепление материала
Где находился древнейший из известных каталогов?
– в Александрийской библиотеке в Египте;
– в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии;
– в Храмовой библиотеке в Египте.
Прошли века. Человечество миновало и папирусы, и клинопись, и берестяные грамоты. Клинописные каталоги уступили место бумажным, и сегодня носителем информации в карточных каталогах является каталожная карточка с библиографическим описанием.
В 876 году американский ученый Мелвилл Дьюи предложил установить для каталожной карточки единый размер и вид. Каталожная карточка Дьюи очень быстро была признана во всем мире в качестве стандартной. Она оказалась настолько удобной для восприятия, что была перенесена в электронный каталог.
К началу 19 века мир уже знал библиотеки, содержащие миллионы книг. Отыскать в таком количестве нужное издание стало невероятно трудно. Ученые разных стран ломали голову над созданием системы, распределяющей книги в определенном научно обоснованном порядке. Французы, англичане, немцы имели свои системы и порядок расстановки книг. К концу 19 века таких систем существовало более 200. Но мир еще не знал такой классификации, которая удовлетворила бы все библиотеки, независимо от состава фонда и принадлежности к той или иной стране.
И снова помог Мелвилл Дьюи, создав свою систему в 1886 году. Н условно поделил все накопленные знания человечества на 10 отделов. Каждый отдел в свою очередь делится еще на 10 новых подотделов, подотделы – еще на 10 новых и так далее по мере необходимости.
Прошло время, изменился мир, появились новые смежные науки: биотехнология, физическая химия и др. Система Дьюи была доработана, и в конце 1970-х годов в нашей стране была принята «Библиотечно-библиографическая классификация» (ББК). Все разделы ББК вы можете увидеть в систематическом каталоге, который, как и алфавитный, являются традиционными для любой библиотеки.
Каталог – это перечень всех произведений печати, имеющихся в библиотеке.
Алфавитный каталог
С помощью него можно найти ответы на следующие вопросы: есть ли в библиотеке та или иная книга, какие произведения данного автора имеются в фонде, и в каком количестве? Пользоваться алфавитным каталогом очень просто. Для этого нужно только знать фамилию автора и заглавие книги. Карточки в алфавитном каталоге расставлены по алфавиту фамилий авторов и заглавий, независимо от содержания книги.
А если вы получили задание подготовить реферат иди сообщение к уроку, или вас интересует информация по какой-нибудь теме? Алфавитный каталог не ответит на вопрос, какие книги рассказывают о том или ином событии, предмете, явлении. Для этого нужно обратиться к систематическому каталогу.
Систематический каталог раскрывает фонд по содержанию и отвечает на вопрос, если в библиотеке книга по той или иной теме, проблеме. Он называется систематическим, потому что в этом каталоге карточки расставлены по определенной системе – отраслям знаний: художественная литература, научно-популярная, естественные науки, техника, история, искусство и т. д. Каждый отдел имеет свое условное обозначение.
Мы с вами уяснили, что библиотечные каталоги составляются из карточек. Каждая карточка дает описание книги. Для того, чтобы читатели могли легко ориентироваться в каталоге, из многих сведений о книге выбираются главные. Они располагаются в определенном порядке. Правила отбора и расположения этих сведений одинаковы для всех библиотек. Если вы научитесь работать с каталогами в нашей библиотеке, то и в любой другой сумеете быстро отыскать нужную литературу.
Как вы думаете, ребята, какие сведения о книге главные?
Перед вами увеличенная каталожная карточка. На ней указываются фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, издательство, год выпуска, число страниц, наличие иллюстраций и т.д. Эти данные берутся с титульного листа книги. Такая запись называется «библиографическое описание». Иногда на каталожной карточке имеется аннотация. Она нужна, чтобы вам было легче ориентироваться при выборе нужной книги.
Кроме этих сведений вам необходимо знать местонахождение книги на полке, её адрес. Таким адресом является шифр книги. Шифр на каталожной карточке помещается в верхнем левом углу и записывается в виде дроби.
Верхняя часть шифра (индекс) указывает отдел, в котором находится книга, а нижняя часть (авторский знак) – место внутри отдела, какой по порядку книга будет стоять в отделе.
Таким образом, каждая книга получает определенное место.
Закрепление материала
Чем руководствуется библиотекарь при расстановки книжного фонда?
– мнением читателей;
– настроением;
– системой.
Как называется классификация, используемая в систематическом каталоге?
– ББК
– ФСБ
– УБК
Сведения о книге, записанные на каталожной карточке, называются?
– библиографическое пособие;
– библиографическое описание;
– рекомендательный указатель.
Какие данные записываются в каталожную карточку?
– заглавие книги;
– цвет книги;
– возраст автора.
Существует два способа поиска информации по систематическому каталогу: логический и формальный.
Логический поиск информации начинается с просмотра перечня основных делений систематического каталога. Поэтому вам необходимо определить, какая область знаний вас интересует: математика, физика, история. Выбрав необходимое деление, обращаются к соответствующему разделу каталога.
Например, вам нужно найти книгу о Петре I и его времени. К какой отрасли знаний относится данный запрос? (история).
А если вам нужна книга об автомобилях, то ищете карточку в отделе «Техника», подраздел «Транспорт».
Если вы затрудняетесь с ответом, поможет формальный поиск. Используя его, читатель должен самостоятельно сформулировать тему запроса в виде предметной рубрики, найти её в АПУ – алфавитно-предметном указателе, определить индекс и, обратившись к систематическому каталогу, отыскать необходимое деление.
Алфавитно-предметный указатель – ключ к систематическому каталогу, так как использование его значительно облегчает поиск и экономит время читателя. Указатель, как и каталог, состоит из карточек. На них в алфавитном порядке написаны темы, предметы, вопросы, о которых говорится в книгах. Например, авиация, балет, газета, гимнастика и т.д.
Отсюда и название – алфавитно-предметный. Каждый вопрос, предмет написан на отдельной карточке. На ней указан индекс отдела или подотдела каталога, к которому относится предмет. Назначение АПУ – подсказать читателю, в каком разделе систематического каталога искать книги по интересующей теме. Главное – точно знать предмет своего поиска.
Закрепление материала
Выполнение заданий на карточках (поиск в СК, АПУ, АК)
В наше время всеобщей компьютеризации на смену карточным каталогам неумолимо приходят электронные.
Электронный каталог – информационная система, содержащая сведения о всей библиографической информации фонда библиотеки.
Электронный каталог это – удобный, современный инструмент поиска необходимых изданий. Электронные каталоги позволяют искать документ по любому признаку: по автору, по названию, по ключевому слову, по предмету в одной базе данных.
Можно сказать, что электронный каталог соединил в себе алфавитный и систематический каталоги и картотеки. Важнейшим фактором при предметном поиске в электронном каталоге является правильно подобранное ключевое слово.
Закрепление материала
Работа в сводном электронном каталоге библиотек Брянской области на сайте ЦБ МБУК НЦБС
Путь книги долог. Пока пройдет она путь от рукописи до печатного издания, проходит много времени. Тогда на помощь читателю приходит периодика – это газеты и журналы. А назвали их так потому, что выходят они периодично (раз в неделю, раз в месяц). В них наиболее оперативно публикуется информация о политической и культурной жизни, спортивных соревнованиях и т.д. Даже некоторые художественные произведения печатаются в журналах, чтобы читатель быстрее их прочитал, чем в книгах.
Как же найти газетную статью, опубликованную полгода назад? Как узнать в каком журнале была напечатана интересующая вас статья?
Здесь вам поможет систематическая картотека статей. На каждую статью есть карточка с библиографическим описанием. Расстановка карточек в СКС по ББК.
Посмотрите внимательно на карточку из СК и СКС. Сравните их. Чем они отличаются?
Если в каталожной карточке основными сведениями являются автор и название книги, то в карточке систематической картотеке статей – название и дата выпуска периодического издания. Почему? Потому что, книгу в фонде мы ищем по автору и названию, а статью в определенном журнале или газете.
Наш урок подошел к концу. Вы сегодня расширили свои познания о каталогах и картотеке, обрели навыки самостоятельного поиска нужной информации. Надеюсь, что вы станете штурманами для своих друзей в огромном море книг.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
игра-аукцион
8 класс
Ребята, наш сегодняшний урок информационной культуры мы проведем в форме аукциона.
ЛОТ №1
В течение 3-х минут выстроить ассоциативный ряд к слову «периодика».
Молодцы! Справились с заданием. А теперь «мозговой штурм»:
блиц-турнир «Знаете ли вы?»
- Знаете ли вы происхождение слова «газета»? (Происхождение слова «газета» связывают с наименованием серебряной монеты чеканки 1538 года. За такую цену жители Венецианской республики могли приобрести рукописный цветок новостей)
- Знаете ли вы, когда вышла первая печатная газета в России «Ведомости»? (при Петре I, в 1702 году).
- Как назывались рукописные известия, выходившие до «Ведомостей»? («Куранты». Самый первый экземпляр из сохранившихся датируется 1621г.)
- Знаете ли вы газетные жанры? Назовите.(Передовая статья, подборки кратких информационных заметок(факты), репортаж, статья, корреспонденция, очерк, рецензия, обозрение).
Мы активизировали свой ум, получили заряд энергии – продолжаем наш аукцион.
ЛОТ № 2
Мы вступаем на перекрестки периодики и проводим торги товаров с нашей выставки. Как охватить разнообразие мира? Как не заблудится в лабиринтах окружающей жизни? В этом поможет журнал. Журнал – издание периодическое. Вид этих журналов так же разнообразен, как и их тематика. Ни одно печатное издание не имеет такого четкого адреса, как журнал.
В журнал несет свою первую добычу, вернувшийся из экспедиции путешественник. Археолог высылает в журнал описание только что открытых богатств. Натуралист скромно сообщает в десяти строках, что видел зайца необыкновенной окраски. Журналист-международник посылает отчет о стихийной демонстрации студентов. И читатель, листая журнал, слышит голоса всей планеты.
И у нас обзор журналов с выставки «На перекрестках периодики» (учащиеся проводят обзор).
Все «продавцы» выступили. Кто лучше «продал» свой журнал? Кто «купил» этот журнал?
ЛОТ № 3
Сейчас вы будете продавать свои ответы на мои вопросы.
- Самая легкая и удобная форма работы с журналом? (Самая легкая и удобная форма – знакомство с содержанием)
- Чем вы пользуетесь при чтении журнала для отбора материала (Закладкой).
- Что печатается обычно в последнем номере в году журнала или газеты? (Перечень опубликованных за год материалов).
- Чем привлекают газеты и журналы и отчего они быстро устаревают? (Газеты и журналы привлекают своей злободневностью и по той же причине они быстро устаревают.)
- Что поможет быстро найти статью того или иного журнала? (В библиотеках имеется систематическая картотека статей).
ЛОТ № 4
Для проведения данного этапа мероприятия необходимо пригласить известного журналиста или студента, обучающегося по профилю «Журналистика», либо предложить ученикам представить ситуацию, что у них в гостях известный журналист города или страны.
Ребята, газеты и журналы не могли бы существовать, если бы не было профессии журналист. «Быть журналистом – значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить», – сказал М.Кольцов.
Журналист пишет в разных жанрах, в том числе в жанре интервью. Сейчас мы представим себя в роли журналистов и возьмем интервью у нашего гостя.
- Чем привлекательна для Вас профессия журналиста?
- Как вы считаете, какое главное качество должно быть у журналиста?
- Как Вы понимаете такое высказывание «Журналисту приходится быть судьей, иногда обвинителем, иногда защитником».
- .Кто из журналистов является для Вас кумиром?
- Расскажите о перспективах, мечтах? А теперь попросим нашего гостя оценить лучший вопрос, т.е. купить его на аукционе.
Подведение итогов.
ИНФОКОМПАС
библиографическая олимпиада
9 класс
Сперва аз да буки, а потом и науки (структура, элементы книги)
Задание: запиши определения
Аннотация – это ……
Выходные данные – это…
Заставка – это …
Колонтитул – это…
Репродукция – это…
Фронтиспис – это…
Суперобложка – это…
Слово книжное есть свет дневной (из истории книги)
Задание: выбери из предложенных вариантов правильный ответ.
- Началом русского книгопечатания принято считать:
А) 1 марта 1564 г.;
Б) 1 марта 1354 г.;
В) 1 марта 1700 г.
- В 868г. Впервые в мире была отпечатана книга. Произошло это в:
А) Древнем Риме;
Б) Германии;
В) Китае.
- Древнейшая из сохранившихся до нашего времени рукописная книга:
А) Библия;
Б) Остромирово Евангелие;
В) Апостол.
- Славянский алфавит был создан:
А) Брокгаузом и Эфроном;
Б) Кириллом и Мефодием;
В) Иваном Федоровым и Франциском Скориной;
Г) Марксом и Энгельсом.
- Инкунабула это:
А) мастерская для реставрации книг;
Б) книга, появившаяся на свет до 1501 года;
В) специальное устройство для искусственного выведения чего-либо;
Г) всякая книга, украшенная инкрустацией.
Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания
Задание: найдите ответ на вопрос в справочной литературе и запишите, в каком издании и на какой странице нашли ответ.
- Как раньше именовались Каймановы острова?
- «В Китае все жители – китайцы и сам император – китаец», – так начинается сказка Андерсена «Соловей». Так ли это было во времена Андерсена в XIX веке?
- Что объединяет маркетолога, медиапленнера и мерчендайзера? Какова следующая ступень в освоении этой отрасли?
Знание – солнце, книга – окно (работа с алфавитным каталогом)
Задание: найдите в каталоге данную книгу и запишите ее шифр
Написано пером, не вырубить топором
Задание: исправьте ошибки в записи элементов библиографического описания книги.
Кто много читает, тот много знает (конкурс на знание литературы)
Задание 1: записать произведения, в названии которых упоминается место действия, в скобках указать автора, например: собор Парижской богоматери В.Гюго.
Задание 2: записать произведения, названия которых состоят из
– одного слова («Ревизор» Н.Гоголь)
– двух слов («Капитанская дочка» А.Пушкин)
-трех слов («Белеет парус одинокий» В.Катаев)
– четырех и более слов («Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинг)
Съел ковригу – другим не досталось, прочитал книгу она и для других осталась
Задание: составьте и запишите аннотацию на вашу любимую книгу.
Книга книгой, но и мозгами двигай
Задание: следуя логике, вставь в пропущенные слова в высказывания знаменитых людей о книгах
Комната без книг подобна телу без… (души) Цицерон, римский оратор и император
Чтение для ума, что для тела… (физкультура) Дж. Аддисон, английский писатель
Одни книги пробуют на вкус, другие – проглатывают, и лишь немногие
и … (разжевывают и успокаивают Фрэнсис Бэкон, английский философ
Классика, это то, что каждый хочет иметь в багаже прочитанного, но никто… (не хочет читать) Марк Твен, американский писатель
Не пером пишут, а умом (творческий конкурс)
Задание: составьте стихотворение (четверостишие), прославляющее словарь.
Школа – в юности, библиотека – на всю жизнь
Задание: составьте и запишите «Азбуку библиотеки», используя библиотечные термины, например: А – абонемент, Б – брошюра и т.д.
Список литературы
Библиотечные уроки: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний / сост. Е.В. Илдаркина. – Волгоград: «Панорама», 2006. – 160с. – Текст: непосредственный.
Галда, Е.А. Плавание по книжному морю / Е.А. Галда. – Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем. – № 11. – 2011. – С. 10 – 15.
Информация и ты. – Текст: непосредственный // Детская энциклопедия АиФ. – № 3. – 2007. – 56с.
Марданова, Е.У. Словари и справочники / Е.У. Марданова. – Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2007. – №8. – С. 67 – 69.
Сергеев, В.Н. Словари наши друзья и помощники / В.Н. Сергеев. – М: Просвещение, 1984. – 444 с. – Текст: непосредственный.
Черткова, Л.И. Интеллектуальный символ России / Л.И. Черткова. – Текст непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2005. – № 9. – С. 1317.