“СЕКРЕТЫ ЧТЕНИЯ” методические рекомендации по привлечению к чтению

 Яркий экран, постоянно меняющиеся картинки, клиповое мышление — все это занимает лидирующие позиции, смещая с когда-то первого места бумажные книги, классику и чтение. Несмотря на то, что у чтения много преимуществ, привить любовь к литературе получается не у всех родителей. Ведь  умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения. Придется тренировать память, чтобы не забывать к концу фразы ее начало, а ко второй странице — содержание первой.

РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

 Чтение дает толчок фантазии

Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои даны уже готовыми — такими, как их захотел представить создатель фильма.

Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи.

Каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читая, ребёнок познает логику развития событий, учится понимать причинно-слественные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования.

Чтение дает основы для формирования нравственности.

Ребёнок переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть. Иногда трудные переживания побуждают ребёнка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.

КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ ДЕТЯМ

 Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление — гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность, это часть жизни образованного человека.

 Как привить ребёнку любовь к чтению с рождения

Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв. Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» — говорят они. Но это не совсем так.Фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни. Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение — это увлекательно и полезно. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе или вывески на домах.

    Учите стихи

Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.

     Предоставьте детям свободу выбора

Страсть к  перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.

    Как привить интерес к чтению на собственном примере

Формируйте читательские привычки. У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы.

Подавайте личный пример. Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» Ребёнок должен видеть пример — держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.

   Атмосфера и уют

Удовольствие — это главное, что должно быть в процессе совместного чтения. Основные правила семейной традиции:

  • взрослые должны выбрать то время, когда они могут читать;
  • важно, чтобы взрослые выбирали книги по возрасту ребенка, но которые им нравятся сейчас или нравились в детстве. Это даст возможность не только читать вместе, но и рассказать о своем детстве, о том, как вы читали вместе со своей мамой или папой;
  • взрослые выбирают удобную для себя позу, чтобы быть максимально вовлеченными в процесс чтения;
  • важно, чтобы мама или папа читали с интонацией. После прочтения обсуждали героев. Затем вводили сказку в жизнь: использовали слова героев в обиходе или, например, в честь какого-то героя назвали щенка, котенка или робот-пылесос.

ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ОТОБЬЮТ У РЕБЁНКА ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ

 Начинать слишком рано

Если вы хотите развить любовь к самостоятельному чтению у ребёнка, не начинайте преждевременно. В 3–4 года ребёнку интересно слушать, как ему читают вслух детские сказки и произведения, но самому садиться за изучение букв — рановато.

Читать вслух невнятно

Чтобы ребёнок заинтересовался чтением, начинайте с выразительного чтения вслух. Используйте весь актёрский талант, чтобы удержать внимание ребёнка. Со временем он втянется и захочет читать сам.

Давить психологически

Не получится привить любовь к книгам у ребёнка, если наседать и требовать быстрых результатов. Пусть читает, что нравится, и начинает, когда почувствует желание. Давлением вы ничего не добьётесь.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ КНИГУ ПО ВОЗРАСТУ

2-4 года.

В этом возрасте малышам больше нравятся стишки, считалки и другие короткие, ритмические тексты. Они с удовольствием запоминают услышанное, и сами с готовностью рассказывают. Важно следить за чистотой речи и деликатно поправлять речевые ошибки.

Рекомендации для чтения: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» – эти сказки можно рассказывать малышу,  начиная уже с полутора – двух лет. В этот список можно добавить русские стихи Агнии Барто для малышей и «Цыплёнка» Корнея Чуковского.

4-6 лет

Некоторые дети в этом возрасте уже начинают читать сами, другие предпочитают слушать. Лучшие книжки — с яркими картинками, крупными, легко читаемыми буквами. Предпочтительны короткие, динамичные произведения, обязательно с хорошим концом.

С 4 лет дети получают огромное удовольствие, слушая сказки о взаимодействии животных и людей. Идеальные варианты – «Иван-царевич и серый волк», «Винни Пух и все-все-все», книжки Владимира Сутеева, стихи Самуила Маршака.

 6-8 лет

Предпочтения детей начального школьного возраста — увлекательные книги с большим количеством действующих лиц, с нелинейным сюжетом. С удовольствием читаются книги, дающие информацию об окружающем мире.

5–6 лет

Ребёнок идентифицирует себя с человеческими персонажами: мальчики – с рыцарями, девочки – с принцессами. Этих героев можно найти в волшебных сказках Шарля Перро и Андерсена, Астрид Линдгрен и Алексея Толстого.

 9-13 лет

Возрастает интерес к истории, к литературе в жанре фэнтези, к произведениям, затрагивающим темы отношений между людьми — о дружбе, о любви, о чести и предательстве. Очень важно обращать внимание на то, что читает подросток, разговаривать на волнующие его темы, подсказывать, какие еще книги можно прочесть.

Школьникам нравятся рассказы Марка Твена, серия книг о Гарри Поттере, детективы для подростков. Девочки очень любят читать романы о любви.

 КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Кэрол Бейнбридж, психолог, лингвист

Дети учатся читать во все более юном возрасте. Считается, что чтение отлично развивает мозг ребёнка, что очень важно в первые 6 лет жизни. Именно в этом возрасте формируются связи между миллиардами клеток мозга, и от количества этих связей зависит интеллект человека.

Не секрет также, что хорошие навыки чтения важны для получения академических знаний, и не только как средство получения информации. Чтение формирует способность к концентрации внимания, расширяет словарный запас, тренирует память, логику и другие важнейшие функции.

Обучение чтению — навык, который требует определенной базы. Мозг должен быть достаточно развит, прежде чем ребёнок сможет овладеть чтением. Малыш не может научиться ходить, пока его мышцы не будут достаточно развиты. Мы можем поддержать ребёнка и помочь ему научиться ходить, но пока его мышцы не станут достаточно сильными, он не сможет сделать это сам. То же самое относится и к чтению. Мы можем помочь ребёнку запомнить слова, но пока его мозг не будет достаточно развит, он не сможет читать. И заставлять его делать то, для чего он еще не созрел, значит наносить ему вред.

Но есть то, что родители могут делать свободно и постоянно: читать своим детям вслух и прививать им потребность в чтении. Для этого и существует детская литература и миллионы детских книг.

СПИСОК КНИГ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

 Барто А.Л. «Стихи»
 
Книги А.Л. Барто расскажут об игрушках, животных, птицах, лягушатах, девочках и мальчиках и многом другом.

 

 
 
Бианки В. В. «Рассказы и сказки»

Интересные истории из жизни обитателей леса: от крошечного муравья до могучего великана – лося. Писатель расскажет, как передвигаются насекомые, где строят свои гнёзда птицы, зачем журавлю такие длинные ноги, о чём говорят следы на снегу.
 
 
 
Волков А.М. «Волшебник изумрудного города»

Герои сказки часто оказываются в сложных ситуациях, но они не сдаются и не теряют веру в свои способности. Они учат нас, что нужно бороться до конца и никогда не отчаиваться.
 
 
 
 
Маршак С.Я. «Стихи и сказки»

Произведения С.Я.Маршака  откроют детей огромный окружающий мир, помогут детям в самом начале их обучения с легкостью запомнить буквы русского алфавита, освоить первый счёт.

 
 
 
Михалков С.В. «Стихи»

Стихи Михалкова веселые, то иронично- лукавые, то шутливые, то серьезные. Вот как писатель говорит о себе: «Иногда мне кажется, что я ничем не отличаюсь от вас мои  юные друзья,- так мне хочется поозорничать и подурачиться, попрыгать на одной ноге или погонять мяч. Может быть, поэтому я и пишу веселые стихи для детей?»
 

Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

Это произведение учит дружбе, верности и умению принимать правильные решения, быть всегда вместе и не бросать друг друга в трудную минуту.

 
 
 

Осеева В.А. «Волшебное слово»

Валентина Осеева – одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.
 
 
 
   Пушкин А.С. «Сказки»

Сказки Пушкина ни с чем несравнимые сокровища, которые достались нам в наследство. Они великолепно сочетают в себе юмор, нравственные принципы, доброту и захватывающий сюжет – обязательные атрибуты любой сказки.

 
 

«Русские народные сказки»

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком.

 

 
 
                       Сутеев В.Г. «Сказки»

Сборник В. Сутеева входят прекрасно иллюстрированные автором сказки и сказочные истории для самых маленьких. Многие из них знакомы детям по мультфильмам. Все сказки и его герои у В.Г. Сутеева смешные и добрые, живут весело и жизнерадостно. Они энергичные, всегда находят для себя добрые и полезные дела.
 
 
  Успенский Э.Н. «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья» и др. сказки

Это современные сказки о резиновом крокодиле Гене, плюшевом зверьке Чебурашке, серьёзном и очень самостоятельном мальчике по прозвищу Дядя Фёдор, который обидевшись на маму, ушёл запросто из дома и поселился с котом Матроскиным, собакой Шариком в деревне Простоквашино.
 
 
  Чуковский К.И. «Сказки»

Сказки Корнея Чуковского особенные. Они созданы в виде стихов. Кроме того, что у них простая и понятная рифма, они не надоедают детям, их легко учить, запоминать, даже если они очень длинные. В каждой сказке есть смысл и мораль, каждая поднимает одну или несколько проблем, показывает ситуации и учит детей, как в них поступать.

 

 

                                                                                                                  З.Косьянова

зам. директора по работе с детьми

 МБУК «Новозыбковская

 централизованная

 библиотечная система»