«Современные писатели – современным детям» путеводитель по детской литературе

Выбирая своему ребёнку книжку в библиотеке или магазине, родители ищут глазами знакомые им имена: Носова и Барто, Михалкова и Заходера, Линдгрен и Волкова, но ребёнок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся, классической литературы – ему необходим свежий воздух новой книги о современной жизни.
Чтобы не лишать детей первоклассного чтения, хотелось познакомить вас с некоторыми современными авторами, пишущими для детей.

ВОСТОКОВ СТАНИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ

«Многие продвинутые семьи, где детьми занимаются, отказываются от телевизора, либо серьёзно ограничивают доступ к нему. Дети из таких семей, как правило, много читают. И круг этих людей увеличивается. Но по-прежнему много тех, чьи дети не отходят от компьютера. У меня есть рассказ про боевик, во время его чтения ребята, часто играющие в компьютер, вскакивают и изображают стрельбу из автомата. Мне их очень жалко. Ведь ребёнок никогда не будет читать, если родители вечерами сидят у телевизора, а его заставляют любить Пушкина и дышать свежим воздухом».
Станислав Востоков родился 1 апреля 1975 года в Ташкенте. Он окончил с отличием Ташкентское художественное училище. Первая его публикация вышла в газете «Пионер Востока» в 15 лет, как раз годы, приходившиеся на учёбу в училище. Это был перевод главы из книги Д. Даррелла «Натуралист-любитель». Тогда же впервые были опубликованы рисунки автора. Востоков – настоящий детский писатель. В самом что ни на есть классическом понимании. Чтобы заинтересовать современных детей, нужно быть немного суперменом, самому совершать подвиги и делать открытия. Иначе юные читатели не поверят. Востокову верят безоговорочно. Большой любитель животных, Станислав Востоков с детства мечтал пойти по стопам Джеральда Даррелла — мечтал и сделал. Уже в пятнадцать лет он публиковал свои переводы из Даррелла в ташкентской газете «Пионер Востока» и, учась в художественном училище, рисовал слонов и журавлей. Из Ташкента он отправился защищать природу в Камбодже, оттуда — проходить практику в основанном Дарреллом Международном обучающем центре сохранения природы на остров Джерси. После поработал в Московском зоопарке и в Научно-исследовательском центре охраны природы, и обо всём этом рассказал в своих книгах. Хотя полюбили Востокова именно за жанр рассказа о животных, о которых он умеет говорить просто, с пониманием и сочувствием, он отлично освоил и прочие жанры, и на сегодняшний день получил все мыслимые детские премии. Например, за книгу рассказов про Фросю Коровину, «настоящую деревенскую бабу семи лет от роду» из деревни Папаново Вологодской области, или серию воздушных, вдохновлённых, рассказов о деревенском укладе «Кум королю», и о птицах и зверях, которых можно увидеть почти из окошка.
В фонде нашей библиотеки есть книги автора:
Востоков, С.В. Ветер делают деревья, или Руководство по воспитанию дошкольников для бывших детей и будущих родителей / Станислав Востоков. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2006. – 103 с. — ISBN 5-9539-1106-8. – Текст: непосредственный.
Воспитательница третьей группы детского сада Вера Александровна получила на Новый год необычный подарок – «Днивник». В дневнике описывается вся жизнь детского сада за три осенних месяца. Шестилетний Гена Спицын размышляет по поводу воспитательской работы, а заодно о сочинении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки.
Взрослые получат не меньше удовольствия, прочитав эту книгу. Они, может быть, немного изменят свои представления о воспитании детей, как сделала сама Вера Александровна.
«Потом пришёл опоздавший Лосев. Когда ему сказали, что у меня зуб шатается, он тоже захотел его пошатать. Лосев засунул руку мне в рот и так дёрнул зуб, что тот сразу вылетел. – Ты не волнуйся, – сказал Лосев, сейчас мы его назад вколотим. Дайте что-нибудь тяжёлое!»
Востоков, С.В. Остров, одетый в Джерси, или Специалист по полуобезьянам / Станислав Востоков. – М.: Время, 2007. – 224 с. – ISBN 978-5-9691-0184-2. – Текст: непосредственный.
Интересно рассказано о самом путешествии сочинителя из России в Великобританию, о головокружительных поездках по нормандскому острову Джерси, где располагается дарреловский Центр и зоопарк, о кормлении животных, о поведении полуобезьян – в чём-то удивительно похожем на поведение ребятишек на школьных переменках. Писатель рассказывает о своей учёбе, делает короткие, но запоминающиеся и забавные зарисовки людей, которых там встречал. Он рассказывает о животных, за которыми там ухаживал – кенгуру, медведях, различных птицах, но больше всего – о лемурах. Эти рассказы коротко, иронично и точно показывают жизнь зоопарка. Открывая книгу, даже взрослые хохочут как маленькие.
«Лемуры вари были красивы. Каждый волосок их пятнистых шуб стоял отдельно и сиял как солнце. Видно было, что над мехом хорошо поработали языком. На лемурьих затылках сидели мохнатые шапки-ушанки. Уши их не были завязаны под подбородком и лихо торчали в стороны. Одно слово – бандиты. Со свистом и улюлюканьем налетели они на нас…»
Востоков Станислав Владимирович читает свои произведения
 

АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ ГИВАРГИЗОВ

«Хотел бы пожелать детям и их родителям научиться получать удовольствие от чтения и найти свои любимые книжки».
Артур Гиваргизов родился 13 марта 1965 года в Киеве. Через три года семья переехала в Москву. Любимыми писателями в детстве были — В.Голявкин, Р.Погодин, Ю.Коваль, В.Драгунский. Первым литературным опытом будущего писателя стали стихи для школьной стенгазеты.
Гиваргизов получил музыкальное образование в училище при Московской консерватории по классу гитары. Во время учёбы писал небольшие пьесы, скетчи, рассказы, читал их друзьям.
В 1997 году в журнале «Сатирикон» был опубликован первый рассказ Артура Гиваргизова. С тех пор автор пишет прозу, стихи, пьесы и сказки для детей. Первая книга — «Со шкафом на велосипеде» — вышла в свет в 2003 году. Следом читатели познакомились с новыми произведениями А. Гиваргизова «Хитрый Зубов», «Мы так похожи», «Про драконов и милиционеров», «Тры-тры-тры, мы, автобус, и другие…».
Перевертыши случаются у Гиваргизова довольно часто, его персонажи выходят из привычных ролей, меняются местами, взрослые то и дело воспроизводят детское поведение, а дети мыслят по-взрослому. Школа и семья, семья и школа — главные места происшествий в произведениях А.Гиваргизова. Дети воспитывают учителей, как хотят, а учителя воспитывают детей, как могут, и при этом все живут своей отдельной жизнью и все довольны.
Артур Гиваргизов любит и умеет удивлять. Его истории ужасно смешные. Юмором своим автор пронзает всех: детей и родителей, учителей и учеников… Юмор этот таков, что хочется смеяться в голос, и это смех сквозь слёзы в буквальном смысле.
Гиваргизов — явление индивидуальное, яркое, своеобразное; и в прозе, и в поэзии у него собственная, уже узнаваемая интонация. Отдавая должное предшественникам, он не копирует их, не повторяет чужих открытий, а демонстрирует очень личный взгляд на мир и весьма нестандартное владение поэтическим голосом.
В 2009 году в рамках фестиваля «Вместе с книгой – в новый год» для читателей детской библиотеки прошла встреча с писателем Артуром Гиваргизовым. Артур Александрович подарил нашей библиотеке свои книги:
Гиваргизов, А.А. Мы так похожи: поэтич. сб: для семейн. чтения / А.А.Гиваргизов. – М.: Самокат, 2008. – 80 с. – ISBN 5-90232-620-6. – Текст: непосредственный.
Артур словно дописывает его галерею маленьких чудаков и чудиков, да и пишет подобно тому, – вроде бы неуклюжие, сбивчивые по ритму, но на самом деле очень искусные стихи. Кроме разного рода шалопаев, есть у него любимые персонажи и в окружающем нас животном мире, особенно среди насекомых. Вот, например, его обожаемые мухи.
Открыли окно, чтобы воздух в квартире…
Влетели три мухи, вернее, – четыре.
Одна подлетела к столу и рисует:
мол, можно мы здесь, – там, на улице, дует?
«Летайте, – сказала им мама, – Но чтобы
не падали с вас нам в какао микробы,
вытирайте, как следует, лапки и крылья».
«Ура! Разрешили! За мной, эскадрилья!» –
закричала муха.

Гиваргизов, А.А. Про драконов и милиционеров / А.А.Гиваргизов. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2009. – 128 с. – ISBN 5-9539-1222-6. – Текст: непосредственный.
В своих стихах Артур Гиваргизов рассказывает обо всём на свете: о драконах и котах, о поющих червяках и жадных пиратах… И конечно же, о ребятах – обыкновенных девчонках и мальчишках, которые ходят в школу, играют во дворе в футбол, болеют «свинкой, ёжиком и бегемотом», общаются с пришельцами – в общем, занимаются самыми обыкновенными делами! Весёлые, ироничные, немного хулиганские – эти стихи очаруют вас с первого взгляда!
Двоечники носятся
Целый вечер с горки.
Я сижу над книгами,
Мне нужны пятерки.
Ноги затекают,
И спина простужена.
Скорее бы на пенсию,
Отдохнуть заслужено.

Гиваргизов, А.А. Со шкафом на велосипеде: Сборник рассказов / А.А.Гиваргизов – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003. – 112 с. – ISBN 5-08-004124-2. – Текст: непосредственный.
Коротенькие рассказы, действующими героями которых стали Зубов, Гаврилов, Сереберцева, мамы, папы, учителя, приёмная комиссия музыкальной школы и музыкальные инструменты. Эти рассказы нельзя описать, их нужно читать всей семьей – отличная смехотерапия.
«Директор, чтобы привлечь внимание детей, поменял таблички: вместо «Музыкальная школа» повесил «Секретная база». И дети, которые, конечно, не хотели заниматься музыкой, но хотели узнать, что там за секретная база, столпились у входа. – Заходите! Заходите, ребята! – вскрикнул директор, выглядывая из окна пятого этажа. – Так нельзя, наверно? – спросили дети, – база-то секретная? – Вот именно! – согласился директор. – Поэтому и можно, что нельзя. – Дверь закрыта! – крикнули дети. – Эй, как вас там! Дверь не открывается! – Называйте меня 842484, – сказал директор. – А дверь надо взломать. Я подумал, что вам понра…»
Гиваргизов, А.А. Тры–тры–тры, мы – автобус и другие / А.А.Гиваргизов. – М.: Время, 2006. – 224 с. – ISBN 5-9691-0176-1. – Текст : непосредственный.
О чём эта книжка? Точно не знаю. Но сначала она была про Диму и автоинспектора, а потом откуда-то появился пенсионер, затем вор Сергей Владимирович. А дальше вообще: голуби, Александр Сергеевич Пушкин, медведи, генерал, разбойники и комар в белом халате. В общем, книжка эта про детей, с которыми происходят различные порой смешные истории, из которых они чаще всего выходят с честью.
«Дима сидел в трамвае и вдруг вспомнил, что надо уступать места старушкам. Смотрит, а около него как раз старушка.- Садитесь, старушка, – сказал Дима. – А то упадёте. – Какая я тебе старушка! – возмутилась старушка. – Я не старушка!- Старушка, уверенно сказал Дима.- Нахал, – сказала старушка. – Мы с тобой в одной школе учимся: я в десятом классе, а ты в третьем!- Ну вот, сами признались, – сказал Дима. – Садитесь, кому говорю! Свалитесь – костей не соберёшь! И старушке пришлось сесть, а то на неё уже смотрел весь трамвай».
Урок находчивости в радиошколе детских писателей проводит Артур Гиваргизов
 

ТАМАРА ВИТАЛЬЕВНА МИХЕЕВА

«Мне очень нравится рассказывать истории, нравится процесс создания каких-то миров, приключений. Нравится рассказывать о взаимоотношениях людей. Любимый жанр — сказка, сказочная повесть. Очень нравится писать для детей, я для взрослых не пишу никогда — мне неинтересно».
Тамара Михеева – современная российская писательница, автор книг для детей и подростков. Обладательница множества литературных наград в области детской литературы, лауреат национальной премии «Заветная мечта» и конкурса художественных произведений для подростков имени Сергея Михалкова.
Тамара Михеева родилась 26 февраля 1979 года в городе Усть-Катав Челябинской области. С детства любила читать. В доме была хорошая библиотека, а лучшим подарком в семье считалась книга. Но и сочинять истории Тамаре нравилось не меньше, чем читать. Первую свою сказку она написала во втором классе. В подростковом возрасте увлеклась верлибром — свободными белыми стихами. В пятнадцать лет поступила в Челябинский колледж культуры, где получила специальность «педагог-организатор досуга детей и подростков».
В 2001 году Тамара Витальевна стала студенткой Литературного института имени Горького. Во время учёбы Михеева написала несколько повестей: «Две дороги – один путь», «Лысый остров», «Асино лето» и «Летние истории».
В 2006 году Тамара Витальевна стала финалисткой премии им. В.П.Крапивина, год спустя была признана лауреатом Национальной премии «Заветная мечта», в 2008 году получила литературную премию им. С.В.Михалкова за сборник рассказов «Юркины бумеранги».
Повести Тамары Витальевны легки и увлекательны. Ей достаточно всего нескольких точных фраз, чтобы создать узнаваемый образ. Маленькая, но такая отважная Ася («Асино лето»), не по годам взрослая первоклашка Дина («Лёгкие горы»), бунтующая Яна («Янка»), немного ранимый Серёжа («Дети дельфинов»), доверчивый и открытый мальчишка по кличке Кабанчик («Доплыть до грота»)… Столь разных героев объединяет одно ― им нет и шестнадцати лет. И в каждом из них читатель-сверстник узнаёт себя или своих друзей.
В нашей библиотеке вы можете познакомиться с книгами Тамары Михеевой:
Михеева, Т.В.
Асино лето / Т.В.Михеева – М.: КомпасГид, 2013. – 248 с. – ISBN 978-5-905876-57-8. – Текст: непосредственный.
Асино лето – это очень необычная история о самой обычной девочке Прасковье Шустовой. Прасковья, а проще – Ася, уезжает на лето в лагерь, где её ждут сказочные приключения: она знакомится с весёлыми гномами и другими чудесными обитателями леса, учится летать, отправляется на поиски живой воды, чтобы спасти засохший цветок. Но это еще не всё: Асе предстоит сделать то, чего не смог ни один врач, – вылечить мальчика Колю, который ей очень нравится. Сказочные друзья согласны помочь, но главное зависит от Аси: хватит ли у неё смелости и упорства, чтобы отправиться к Грозовому человеку и выполнить его задание?..
«Врать Асе не хотелось, но сказать правду было невозможно. Вряд ли Лена поверит, что Ася только что из гномьего дворца. Что сначала они долго ползли по узкому извилистому ходу, за шиворот сыпалась земля, а корни цеплялись за волосы и сарафан, зато этот ход вывел их в пышно убранный просторный зал, где даже Ася могла встать во весь рост. Наверное, это было глубоко под землей. Но темно здесь не было: подземный дворец Сдобной булочки освещали тысячи светлячков, и сотня гномов и фей украшали зал к большому балу: натягивали гирлянды из цветов, взбивали кресла из пуха одуванчиков, щётками из осоки до блеска натирали паркет. А что творилось на кухне! Вокруг всё кипело, булькало, пенилось, сушилось, варилось, взбивалось и замораживалось!»
Михеева, Т.В. Не предавай меня! / Т.В.Михеева – М.: Аквилегия-М, 2010. – 192 с. – ISBN 978-5-904050-30-6. – Текст: непосредственный.
Аутсайдер – слово страшное, заставляющее ныть под ложечкой, означающее, что ты один и никому не нужен. О том, что она аутсайдер, Юля Озаренок узнала случайно, услышав обрывок разговора классной руководительницы и школьного психолога. С этого и начались её несчастья.
“Не предавай меня!” – молодежная романтическая повесть, и Юле во всем придется разбираться самой – никакая магия тут не поможет. Разве что только магия настоящей любви и дружбы.
« – Тест очень простой, но эффективный. Сразу выявляет, что и как в классе. Я предлагаю такие обстоятельства: представьте, что у вас день рождения, а родители разрешили пригласить только одного человека из класса. Только одного. Вот кого больше всех пригласят – тот и есть звезда. Кого не выберет никто, совсем ни один человек не напишет – тот и аутсайдер. Просто, но эффективно».
Сайт Тамары Михеевой
ЛитТучка №37 – Тамара Михеева
 

СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ СЕДОВ


«Детская литература – это… та, которая ничему не учит, а если учит, то она учебная, и я к ней отношения не имею. Художественная же, по мне, наоборот, путать должна и все «надо», «хорошо», «плохо», «нельзя» и т.п. перемешивать, смеяться над ними и переворачивать, чтобы создавать для детей возможность самим учиться, переживая непосредственный опыт, на огромном поле воображения. А чему они научатся, «нам не дано предугадать», а то будут такими же серыми, скучными и сонными, как мы».
Писатель Сергей Седов – знаменитый автор современных русских сказок. Его произведения высоко оценивает самая сложная группа читателей – это дети, которым очень сложно угодить. Они любят истории интересные, с шутками, чудесами, весёлыми приключениями, храбрыми героями и страшными злодеями. И при этом не выносят никакой фальши.
Сергей Седов родился 24 августа 1954 года в Москве. Отец был военным лётчиком, мама — экономистом. Окончив отделение педагогики и психологии факультета начального обучения Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина, Седов полгода проработал учителем младших классов. После ухода из школы переменил несколько профессий — был дворником, натурщиком, педагогом-организатором в ЖЭКе. В свободное время пробовал писать для детей.
1991 г. в издательстве «Малыш» вышла первая детская книжка Седова «Жил-был Лёша». Истории про мальчика Алёшу были построены писателем на принципах детской игры, умении ребёнка перевоплощаться в объекты своих фантазий. Тогда же вышла книжка «Сотворение мира», в которой Сергей Седов вместе Андреем Антоновым пересказали для детей библейскую историю.
С этого времени Сергей Седов был признан и остаётся детским писателем. Он создаёт циклы сказок, каждый из которых издается отдельной книгой: “Сказки про королей”, “Сказки про Лену и Серёжу”, «Сказки про лягушку Пипу”, “Сказки про дураков”, “Сказки про Змея Горыныча”.
В 2000 была издана новая серия сказок Седова – «Невероятные приключения и путешествия Зайца Зайцева», и – отдельной книгой – великолепное издание весёлых, лёгких, остроумных, эпических и остросюжетных пересказов древнегреческих мифов «Геракл. Двенадцать великих подвигов. (Как это было на самом деле. Рассказ очевидца)».
Спрашивайте книги Сергея Седова в нашей библиотеке:
Москвина, М.Л. Как Дед Мороз на свет появился / М.Л.Москвина, С.А.Седов – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-17-118482-7. – Текст: непосредственный.
Объяснить малышу, как на свет появились времена года, зачем зимой в лесу такие большие сугробы и почему по ночам в лесу воют одинокие волки, как появились дед Мороз и Снегурочка, и откуда пришла традиция украшать на Новый год ёлку — поможет сказка «Как Дед Мороз на свет появился».
«Вот почему Дед Мороз – а это был, конечно, он! – в благодарность медвежьему народу наметает зимой в лесу огромные сугробы, где спят, горя не зная, всю зиму медведи. Ведь раньше они были лишены зимней спячки – самого прекрасного времени в жизни медведя: наесться брусники, малины, нагулять за лето жирку, лечь в берлогу и спать! Теперь Дед Мороз медведей охраняет. Как только увидит: сугроб над берлогой маловат, – он снега подсыпает. А волки ходят-бродят снежными зимами, воют на луну от холода и голода и проклинают своего неразумного прапрапрадедушку, который совершил разбойное нападение на самого Деда Мороза, к тому же ещё такого маленького!»
Седов, С.А. Сказки несовершеннолетнего времени / С.А.Седов – М.: Гаятри, 2006. – 96 с. – ISBN 5-9689-0048-2. – Текст: непосредственный.
Продолжая славную традицию былин про Лёшу, про любовь, лягушку Пипу, а также про дураков и королей, Сергей Седов популярно разъясняет в какое занимательное время нам доводится жить, а также чем и кем это время примечательно.
«Один осенний лист не падал с дерева. Другие падали. Пролетали мимо, здоровались, прощались.
– Я еще немножко повишу! – оправдывался лист. – А потом тоже…
Дул холодный ветер, падал снег, накрывал упавшие листья, а наш неупавший всё держался, держался, держался.
Наступала весна, появлялись юные зелёные листочки, с удивлением смотрели на нашего неупавшего, на бурого, сухого, скрюченного.
– Ты кто? – спрашивали.
– Я? Ну, это… Учитель!”

Седов, С.А. Сказки про мам / С.А.Седов – М.: Самокат, 2006. – 72 с. – ISBN 978-5-902326-31-1. – Текст: непосредственный.
«Жила-была мама…» – так начинаются все эти сказки. А дальше – мамы бывают разные: африканские, французские, смелые или не очень, забывчивые и внимательные, земные, инопланетные, с крыльями, с хоботами, на парашютах… Однако всех на свете мам объединяет то, что у каждой мамы есть ребёнок, у некоторых даже не один, а целая куча-мала! И всех своих детей мамы любят, учат, выручают, спасают, совершая при этом удивительные по-настоящему героические поступки.
«Жила-была мама. Она была инопланетянкой. Папа был нормальный земной житель. И сын тоже. А вот дочка – в маму пошла. Целые сутки мама с дочкой жили, как люди, но ровно в полночь превращались в два светящихся существа и улетали на свою звезду, а через десять минут возвращались обратно. И когда они возвращались, то снова принимали человеческий облик. Но их внешний вид был уже совсем не тот, что вчера. И глаза были другие, и щёки, и волосы, и рост, и размер, и даже отпечатки пальцев!»
Сергей Седов читает свои сказки и страшилки
 

АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УСАЧЁВ


«Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать».
У Андрея Усачёва много талантов. Он драматург, сценарист и радиоведущий, основатель «Весёлой школы детских писателей», где в театрализованной форме доводятся до юного поколения знания широкого спектра – от изобразительного искусства до астрономии. Но главным для себя Усачёв считает литературное поприще, любимое занятие – писать книги для детей. Андрей Усачёв родился в Москве в июле 1958 года в семье педагогов. Произведения Даниила Хармса, о которых писатель подготовил дипломную работу, помогли определиться с выбором между юмором и детской литературой. Произошло это ближе к 27 годам.
Его поэтические сборники поражают своей простотой и мелодичностью, они не только приятны для чтения, но и несут в себе нормы морали, правила этического поведения, эстетическое обучение. Это – и «Мы играли в паповоз» (1998 год), и «Шкатулка» (1999), и «Любопытная Варвара» (2003), и «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым» (2010), и «Что такое День Победы?» (2015).
Сборниками сказок и фантастических историй Усачёва зачитывается уже второе поколение детей! Это, прежде всего, – «Умная собачка Соня», «Жуткий детский фольклор», «Оранжевый верблюд». Невозможно не отметить и его новые работы с 2000 года: «Сказочная история воздухоплавания», «Жили-были ёжики», «Чудеса в Дедморозовке», «Приключения Котобоя», «Почта Деда Мороза», интерпретированные для чтения современным ребёнком. Они помогают маленьким читателям увидеть себя со стороны, оценить прекрасную пору своей жизни, найти гармонию и взаимосвязь себя с природой, сверстниками, взрослыми. Произведения местами ироничные, местами задумчивые, но они обязательно несут в себе искристый смех, весёлую жизнерадостность, беззаботную оживлённость, мягкую назидательность, что так любимы маленькими читателями.
Читайте в нашей библиотеке книги Андрея Усачёва:

Усачёв, А.А.
Азбука Бабы Яги / А.А.Усачёв. – М.: Планета детства, 2008. – 62 с. – Текст: непосредственный.
 
«У меня есть любимая бабушка. Живёт она в Калужской области. И зовут её Баба-Яга. Каждое лето я заезжаю к ней – дровишек порубить, избушку подправить и сказочную «Азбуку» почитать…»
 

Усачёв, А.А. Битва на подушках: стихи / А.А.Усачёв. – М.: РОСМЭН, 2012. – 64 с. – Текст: непосредственный.
«Давным-давно пора забыть
О ружьях или пушках.
И если войнам всё же быть,
То войнам на подушках».

 

Усачёв, А.А. Большая книга О… / А.А.Усачёв. – М.: РОСМЭН, 2013. – 202 с. – Текст: непосредственный.
 
«Ёжику Вовке исполнилось уже три года. И он закончил первый класс лесной школы. А его сестрёнка Вероника была ещё совсем маленькой. Но характер у неё был жутко вредный».
 

Усачёв, А.А. Великий могучий русский язык / А.А.Усачёв.– М.: Эгмонт Россия Лтд, 2006. – 111 с. – Текст: непосредственный.
«Идиомы — это фразы,
Смысл которых — МЕЖДУ СТРОК.
Вы поймёте это сразу,
Если ВАРИТ КОТЕЛОК».

 

Усачёв, А.А. География для детей / А.А.Усачёв.– М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004. – 144 с. – Текст: непосредственный.
«В Исландии, собственно, нету границы:
Живут на границе в Исландии птицы.
А тысячи чаек, нырков и гагар
Давно превратили границу в базар».

 

Усачёв, А.А. Мы играли в Паповоз / А.А.Усачёв. – М. : Самовар, 1990. – 108 с. – Текст: непосредственный.
«Когда вы заблудитесь в тёмном лесу
И встретите злую сову,
Вы крикните только погромче:
– АУ! И вам отзовётся АУ».

 
Усачёв, А.А. Правила дорожного движения: для будущих водителей и их родителей / А.А.Усачёв. – М.: Самовар, 2011. – 62 с. – Текст: непосредственный.
«Гном зелёный говорит:
— Все спокойно. Путь открыт!
Если вышел красный —
Значит, путь опасный!»

 

Усачёв, А.А. Приключения маленького человечка: Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей / А.А.Усачёв. – М.: Самовар, 2005. – 94 с. – Текст: непосредственный.
«Маленький Человек сажал в своем саду цветы, рассказывал людям об их правах, и у него появилось много больших друзей. – Спасибо – говорили они ему. – Вы делаете ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ДЕЛО! – Ну что вы, – смущался Маленький Человек…»
 
Усачёв, А.А. Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым / А.А.Усачёв. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 119 с. – Текст: непосредственный.
«Люблю натюрморты смотреть
Там разные сливы и груши
С них хочется краску стереть,
А то, что под краскою, скушать».

 

Усачёв, А.А. Умная собачка Соня / А.А.Усачёв. – Москва: ОНИКС, 2006 – 62 с. – Текст: непосредственный.
 
«Каждый день Иван Иванович уходил на работу, а собачка Соня сидела одна в своей шестьдесят шестой квартире и ужасно скучала. Наверное, поэтому с ней и случались всякие интересные истории…»
 

Усачёв, А.А. Чудеса в ДедМорозовке / А.А. Усачёв. – Москва: Самовар, 2011. – 159 с. Текст: непосредственный.
 
«Дедушка что-то прошептал – и из мешка вылетела золотая звезда: она поднялась высоко в воздух, а затем опустилась на верхушки. Следом вылетели разноцветные светящиеся шары и закружили вокруг ёлки…»
 
Усачёв, А.А. Школа снеговиков / А.А.Усачёв. – Москва: РОСМЭН, 2012. – 91 с. – Текст: непосредственный.
«Далеко на Севере, где-то в Архангельской или Вологодской области, есть невидимая деревня Дедморозовка. Невидимая, потому, что накрыта она волшебным невидимым покрывалом. В этой деревне и проводят большую часть времени Дед Мороз и его внучка Снегурочка. А ещё там живут помощники Деда Мороза – снеговики и снеговички…»
 
«Знаменитая собачка Соня. Холодильник» Читает автор Андрей Усачёв
 

З.Косьянова
зам. директора
по работе с детьми МБУК НГЦБС