255 лет назад родился русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

13 Февраля 2024

Степанов Н. Л.Крылов. – Москва: Молодая гвардия, 1963.- 320 с.- ( Жизнь замечательных людей).- Текст:непосредственный.

Иван Крылов родился 13 февраля 1769 года в городе Москва. Воспитывался в семье офицера, и его детские годы прошли на Урале и в городе Тверь. Глава семьи рано умер, в 1778 году, оставив вдову с двумя детьми на руках. Семья постоянно нуждалась в деньгах, и Крылов, ещё будучи подростком, поступил на службу.
«Такие молодые литераторы встречались в ту пору не часто. Но сам Крылов вовсе не чувствовал себя таким молодым.
Слишком много навалилось на него забот. Ведь именно он являлся «главой» своей маленькой семьи, заменял Лёвушке отца и, следственно, отвечал за будущее брата. Ко всему ещё прибавлялась тревога за здоровье матери… Все эти заботы придавали поведению и облику юноши несвойственную возрасту серьёзность».
В театре его уже знали как способного и плодовитого молодого писателя. Цикл комедий «Сочинитель в прихожей», «Бешеная семья», «Проказники» Крылов создал в период с 1786 по 1788 года. В этих комедиях высмеивает моральную пустоту высшего общества столицы.
Крылов печатал ежемесячный сатирический журнал «Почта духов» в 1789 году. Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. «Своеобразие журнала заключалось в том, то он в основном являлся произведением только одного автора – Ивана Андреевича Крылова.
Он не обходил вниманием ни одного острого вопроса современности: писал о лживости, подлости, вероломстве, неуважении к женщине, со знанием дела говорил о засилье иностранных товаров, о растущей дороговизне, о театрах и литературе, о назначении и роли писателя в обществе».
От «Почты духов» тянутся многочисленные нити к басенному творчеству Крылова, нередко охватывающего те же темы и мотивы. Своё обращение к басенному жанру Крылов объяснял тем, что «этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Крыловские басни – это картина нравов, комедия пороков русской действительности той эпохи. Вельможи, чиновники всех рангов, порой даже сам царь выступают в его баснях как жестокие, вероломные угнетатели народа, заботящиеся лишь о собственном благополучии и наживе. Все эти Львы, Волки, Медведи, Лисицы в его баснях лицемерны и несправедливы. Через все басни Крылова проходит главная мысль: алчным хищникам, грабителям, противопоставлен простой труженик с его настоящей человечностью.
В басне «Волк на псарне» Крылов выразил народную трагедию в самые напряженные дни войны, и затруднительное положение Наполеона, в котором том очутился после Бородинского сражения и волю русского народа к победе. Конкретный исторический факт – посылка Наполеоном французского посла Лористона к Кутузову с мирными предложениями и решительное их отклонение последним – нашёл в басне яркое выражение и истолкование. Волк, который не рассчитывает на отпор, попадает в западню:

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры.

Этому щелкающему зубами хищнику вынужденному просить «мировую» уже не до драки – ему лишь бы спасти свою шкуру. Полной противоположностью ему является образ Ловчего с его спокойной и серьёзной уверенностью, крестьянской мудростью. Это и портретный облик Кутузова, и вместе с тем воплощение русского народа. Поэтому слова Ловчего звучат мудрым народным приговором:

Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».

Самые любимые басни. – Изд. 2-е, перераб.- Москва: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2010. – 128 с.:ил.- Текст:непосредственный.

По свидетельству современников, «Крылов, собственною рукою переписав басню, отдал её жене Кутузова, которая отправила её в своём письме. Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах «Ты сер», снял свою белую фуражку и, потрясая наклоненною головою, продолжал: «…а я, приятель, сед». Воздух потрясался от восклицаний гвардии». Крылов выразил общенародное мнение о нём – веру в его военный талант, в его истинно русский характер. Большая часть басен Крылова и притом лучших, написана на темы, непосредственно взятые из русской жизни.
Иван Андреевич Крылов скончался 21 ноября 1844 года от двухстороннего воспаления легких в городе Санкт-Петербург. Смерть Крылова поразила многих. Он жил неприметно, и сотни тысяч его читателей, рассеянных по всей стране, даже не подозревали, что он ещё существует. Великого правдолюбца и замечательного поэта давно уже считали классиком, бессмертным. И вот бессмертный Крылов был мёртв. Смерть обрекла его на вечное молчание, и только басни могли сказать правду о нём.